8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Детские капризы


Детские капризы
Детские капризы — это то, с чем обязательно сталкивается каждый родитель. Причины детских капризов могут быть разны­ми. В соответствии с этим по-разному нужно вести себя и взрос­лому в процессе общения с малышом. Есть капризы, которые связаны с физическим заболеванием, недомоганием, переутомле­нием или перевозбуждением ребенка. Эти капризы, как правило, прекращаются после ликвидации их причины и могут не оставить никакого следа в личности ребенка. К другому виду капризов от­носятся те, происхождение которых связано с системой воспита­ния ребенка.
Заболевший ребенок не удовлетворен своим состоянием, ему кажется, что причина его состояния кроется во внешних обстоя­тельствах, поэтому он предъявляет к окружающим разнообразные требования, но их удовлетворение не приносит ребенку облегче­ния, и он плачет, требует чего-то другого. Этот плач внешне как бы связан с неисполнением его желаний, но в действительности он выражает не сознаваемое им болезненное состояние организма.
Задача взрослых заключается не в разъяснении ребенку при­чин его состояния (он не поймет этих объяснений), а в том, чтобы успокоить ребенка, не дать ему бесполезно растрачивать свои силы на плач и крик.
Дети иногда капризничают и при выздоровлении. Физическо­го недомогания уже нет, но осталась физическая слабость, которая ограничивает активность ребенка. Ребенок хотел бы сесть, но ему не сидится, он хотел бы поиграть в игрушки, но сил для этого не хватает, и неудовлетворенная потребность выражается в бес­причинных слезах, в разнообразных требованиях. В этом случае взрослые должны так организовать деятельность ребенка, чтобы она не требовала от него усилий. В совместной игре со взрослым ребенок должен чувствовать себя участником игры, не затрачивая на это много физических сил.
Капризы могут проявляться у детей, вынужденных по харак­теру болезни оставаться в постели. Неудовлетворенная потреб­ность в движении делает ребенка капризным, требовательным, но и здесь капризы ребенка вполне законны. Ребенка надо занимать, ступая ему во многом, чтобы удержать в постели и сохранить его энергию, необходимую для преодоления болезни.
Несколько иную форму имеют капризы, в основе которых ле­жит переутомление ребенка, возникающее чаще всего в резуль­тате перевозбуждения его нервной системы. Заигравшегося ре­бенка вовремя не уложили спать: он устал, но после бурной игры нервная система еще возбуждена, и заснуть он не может. Чтобы преодолеть возбужденное состояние, хорошо бы рассказать ре­бенку перед сном сказку, спеть песню. Пение, размеренное спо­койное повествование успокаивают нервную систему, и ребенок засыпает.
Нельзя доводить ребенка до состояния перевозбуждения, осо­бенно в то время, когда ему положено спать. Это очень вредно сказывается на его нервной системе. Нужно так организовать распорядок жизни ребенка, его игры, чтобы перед сном он на­ходился в наиболее спокойном состоянии и сон был бы естествен­ным следствием этого состояния. Ошибки в этом отношении чаще всего делают молодые родители, которые берут ребенка с собой в гости, где он становится предметом всеобщего внимания, а ино­гда и игры. Надо помнить и о чрезвычайной возбуждаемости ма­леньких детей в процессе подвижных игр. Взрослые, играющие с ребенком, должны помнить о необходимости ограничения этих игр, о том, чтобы они перемежались со спокойными занятиями, которые дают ребенку возможность отдохнуть.
Некоторые взрослые, играя с ребенком, увлекаются и неза­метно для себя превращают его в предмет своей игры. В этом слу­чае игра прекращается только тогда, когда утомились взрослые, играющие с ребенком, т. е. игра строится применительно не к ре­бенку, а к взрослым. Ребенку, конечно, нравится играть вместе со взрослыми, он не замечает своего утомления, и, естественно, такие игры заканчиваются капризами вследствие общего перевоз­буждения. Таковы причины первого вида капризов детей. Их ис­точник лежит вне ребенка. Чаще всего они являются случайными и не имеют существенного значения для развития его личности. Второй вид капризов имеет своим источником систему воспитания и поэтому всегда оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка.
Представим себе ребенка, который до такой степени избалован заботой и вниманием окружающих его взрослых, что ему не только не приходится как-либо действовать для удовлетворения своих желаний, но он даже не успевает в какой-либо форме проявить эти желания, так как все они заранее уже удовлетворены. Действи­тельно, круг возможных желаний ребенка дошкольного возраста настолько ограничен, что, имея некоторые материальные возмож­ности и некоторый опыт общения с детьми, можно заранее легко предусмотреть возникновение того или иного желания у ребенка. Эти дети обычно располагают большим количеством самых раз­нообразных игрушек, им предоставлены все доступные их возра­сту развлечения, они обеспечены всевозможными лакомствами, и, как правило, наиболее капризны. Источник этих капризов лежит в неправильном воспитании потребностей и в неправильной орга­низации активности ребенка.
Родители таких детей обычно жалуются, что их дети плохо едят, хотя им предлагают самую вкусную и разнообразную пищу. При чрезмерном разнообразии и изысканности пищи еда становит­ся особой формой развлечения. Ребенок, садясь за стол, ожидает чего-то нового и исключительного и, не находя его, отказывается есть, капризничает. У него есть, конечно, потребность в пище, но удовлетворение этой потребности он находит только в связи с острыми и разнообразными вкусовыми ощущениями. Нормаль­ный аппетит ребенка испорчен.
Пища ребенка должна быть вкусной, питательной. Она может быть разнообразной только в тех пределах, которых требует здо­ровое и нормальное питание ребенка. Главное удовольствие в про­цессе приема пищи ребенок должен получать от удовлетворения своего аппетита, от насыщения, а не от многообразия и изощрен­ности вкусовых переживаний.
Ошибку делают те взрослые, которые сочетают принятие пищи ребенком с какой-либо игрой, например, кормление игрушек. Ложка вначале подносится ко рту куклы или собачки, потом от­правляется в рот ребенку, или каждую ложку сопровождают проговариванием: «За папу, за маму» и т. д. Во всех этих случаях удовольствие от еды отодвигается для ребенка на задний план. Ребенок принимает пищу машинально, тогда как на ней должно быть сосредоточено все его внимание. Нужно помнить, что маши­нальное принятие пищи вредно для пищеварения.
Ребенок же, обеспеченный разнообразными игрушками и раз­влечениями, капризничает, потому что скучает. Он не знает, чем себя занять, если не получает новое развлечение. Ребенок не мо­жет ничем развлечься сам, потому что привык, чтобы его раз­влекали, не находит себе занятия, потому что привык, чтобы им занимались. Времени в его распоряжении много, а количество развлечений.
Игрушки, как бы они ни были хороши, занимают ребенка и наличии двух условий: они должны соответствовать возрасту ребенка, и он должен уметь с ними играть. Если в распоряжении двухлетнего ребенка имеется ружье, то он, конечно, может найти ему такое же применение, как всякой другой палке, и то только том случае, если он умеет использовать палку для своей игры, изобилие разнообразных игрушек еще не обеспечивает занятости ребенка. Некоторые родители, предоставив в распоряжение ребенка много игрушек и постоянно обновляя их, считают свои обязанности исчерпанными. Возмущенная приставаниями ребенка мать кричит на него: «У тебя столько игрушек, а ты не можешь ничем заняться, ступай, играй игрушками!» Другая говорит: «Наш Коля е умеет играть с игрушками — он их только ломает».
Эти матери, покупая игрушки своим детям, не показали, как играть с ними. Купив игрушку, надо научить ребенка ею пользоваться. Если это правило не будет соблюдаться, игрушки для ребенка будут бесполезными, а при их чрезмерном количестве даже вредными.
Надо не предупреждать желания и потребности детей, а способствовать их возникновению и развивать их. Малыш играет кубики или пирамидки. Но вот он укладывает их в коробочку и начинает возить ее по полу, затем требует, чтобы к этой короб­ке привязали веревку. Он видел, как играют в перевозки другие, более старшие, дети, у него возникло желание играть так же, как они. Ему теперь молено купить грузовой автомобиль или тележку: он будет возить в ней песок или игрушки. Значит, возникли усло­вия, когда эта игрушка может быть ребенком хорошо обыграна.
Предупреждая желания ребенка, мы отнимаем у него значи­тельную долю активности. Если желания ребенка удовлетворяют раньше, чем они возникают, ему некуда направить свою актив­ность, он бездействует, скучает — отсюда и возникают капризы.
Необходимо учить ребенка пользоваться игрушкой, как не­обходимо учить ребенка играть. Если ребенок растет в семье, где вместе с ним воспитываются другие, старшие, дети, он многому научится от них путем прямого подражания. Если же ребенок не общается со старшими детьми, научить его играть могут только взрослые. Ребенок не знает, что надо делать с кубиками, пирами­дами, куклами. Хорошо, чтобы вначале этими игрушками вместе с ребенком играли взрослые; потом, когда ребенок научится вла­деть игрушками, роль взрослых может ограничиться отдельными советами или только наблюдением.
Неправильное воспитание потребностей ребенка, которое выражается не в их развитии, а в их изощрении, отсутствие организации и направления его деятельности — вот первая причина возникновения капризов у ребенка.
Другая причина возникновения капризов лежит в лишении ребенка самостоятельности. В некоторых случаях необходимый контроль родителя превращается в систему настолько строгого — тотального контроля всех действий ребенка, что он лишается са­мостоятельности и вынужден делать каждый раз только то, что ему укажут. Здесь капризы ребенка возникают как форма его протеста, его борьбы за право на самостоятельность.


Постоянно натыкаясь на препятствия и запреты, ребенок, естественно, вступает в борьбу с этими препятствиями, и капризы для его оказываются единственно доступной формой этой борьбы.
Наконец, третий вид капризов детей дошкольного возраста, некоторые из них привыкают добиваться осуществления своих желаний с помощью плача и крика.
Маленькие дети часто кричат и плачут, но это, конечно, не значит, что взрослые во всех случаях должны немедленно ликвидировать все, что вызывает плач и крик. Дети часто таким образом выражают свое неудовольствие, так как еще не умеют выразить го по-другому, они не привыкли сдерживать себя, не привыкли терпеть.
В данном случае нужно научить ребенка сдержанности и уме­нию в нормальной форме выражать свои желания. Как правило, можно легко найти причины крика, плача. Если ребенок дейст­вительно оказался в трудном или неприятном для него положе­нии, необходимо немедленно удалить причины, вызывающие его неудовольствие или страдание. В некоторых же случаях ребенок легко может справиться с трудностью, ему можно помочь, но пре­одолеть препятствия он все же должен сам.
Если же плач и крик означают только нетерпение ребенка, важно, чтобы он научился сдерживаться, умел терпеливо ждать. В этих случаях нет никакой необходимости немедленно ликвиди­ровать причины крика. Если ребенок хочет есть, а время обеда еще не наступило, не нужно давать ему кусок хлеба с маслом — это только испортит ему аппетит; он должен подождать до обе­да. Пусть ребенок даже покричит или поплачет; постепенно он научится терпеливо ждать.
Когда взрослые рассматривают крик и плач ребенка как вы­ражение очень больших страданий и сразу же приходят ему на помощь — немедленно удовлетворяют его потребности, ребенок привыкает к тому, что его крик и плач воздействуют на взрослых. Постепенно крик и плач становятся выражением каприза.
Нужно отметить, что это один из самых распространенных видов капризов. Ребенок в данном случае кричит и плачет не от огорчения, не от страдания при неудовлетворенной потребности, а для того, чтобы добиться удовлетворения своего желания. Этот вид капризов чаще встречается не в младшем, а в старшем до­школьном возрасте. Такие капризы предполагают уже довольно высокое развитие сознания и наблюдательности. Как правило, такие капризы весьма избирательны. Они направлены к опреде­ленному лицу и имеют специальную для этого лица форму.
Вот почему некоторые дети становятся капризными в присут­ствии матери или бабушки, совершенно прекращая свои капризы в их отсутствие, в присутствии гостя, при посторонних людях или в часы своего пребывания в детском саду. В этих случаях они или забывают об этом способе своего воздействия на окружающих, или, получив отпор при первой же попытке каприза, изменяют свое поведение.
Задача взрослых заключается в том, чтобы не показывать ре­бенку своих слабых сторон, быть настойчивыми в своих требо­ваниях и желаниях и таким образом отучать ребенка от таких капризов.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *