8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Игра и труд


Игра и труд
 У каждого метода есть свои достоинства и недостатки. Игровое действие отличается от других воздействий тем, что создается такая ситуация, когда дети вынуждены сами выбирать и выполнять нужное действие. Воспользуемся некоторым анализом действий ровесника наших детей и их любимца — «гениального педагога» и честного парня … Тома Сойера. Вот в черную минуту отчаяния к нему пришло вдохновение! В ту самую минуту, когда все шли купаться, а ему надо было красить бесконечно длинный и мрачно-однообразный забор, нашему герою пришла в голову гениальная педагогическая идея!
— Что, заставляют работать? — Посочувствовал Тому его приятель Бен. Том в восторге, с невероятной демонстрацией радости показал свое полное равнодушие ко всем мирским утехам и … необычную, захватывающую страсть к покраске забора. Как настоящий художник, он водил кистью, порой отходил назад и любовался творением своих рук. И когда Бен, сгорая от желания присоединиться к тайнам новоявленного волшебника, был доведен «до кондиции», Том сказал:
— Понимаешь, не могу тебе доверить … Такое не каждый сумеет …
— Я дам тебе середину яблока, — взмолился Бен, жертвуя лучшей частью своего богатства.
А что ответил на эти слова педагогический гений Тома Сойера?
— Хорошо. Впрочем, нет …
— Я дам тебе все яблоко, — умолял Бен, предлагая все свое богатство. И благородный Том сжалился над Беном: он весьма нехотя отдал кисть и ведро с белилами, на которые Бен набросился, как безумный.
Нет, нельзя быть на поводу у такого искусного манипулятора, каким был Том. Но в его действиях заметно то, действительно, необычное. Скажем, неосознанная догадка: чтобы привлечь к неинтересной деятельности, надо показать безграничную красоту обыденного труда, наслаждение, которое может дать этот труд, наслаждение прекраснее, чем потребление таких совершенных даров жизни, как яблоко, солнце, река и даже игра в капитана «Большой Миссури».
Когда вы, родители, хотите сблизиться с ребенком и привлечь его к полезным делам, сбросьте с себя «нажитую» взрослость, чтобы не испугать, не оттолкнуть ребенка. Если вам повезло пробудить первые маленькие признаки непреодолимой детской потребности работать, то поразмышляйте над тем, как поддержать это радостное желание — самое ценное из человеческих стремлений!
Все живое в детстве является игрой. Игра — как способ обучения, и как способ привлечения к определенному образу жизни. Кошка, играя с котятами, учит их подкрадываться, быстро реагировать, хватать, прыгать, выгибаться, всматриваться и вслушиваться. Игра даже у животных сочетает в себе два момента: удовольствие и пользу.
Игра или, точнее, игровые действия пронизывают всю жизнь ребенка, все его взаимоотношения со взрослыми: и совместный труд, и совместное чтение, и слушание музыки, и посещение театра, цирка, зоопарка. Чрезвычайно важно, чтобы эти игровые моменты наполнялись целесообразным материалом, чтобы игра постоянно развивала и память, и воображение, и, главное, готовность к умственному и физическому напряжению. Ребенок совершает игровые действия по своей детской логике. И условия вмешательства в детскую игру зависят от умения учитывать позицию ребенка, который считает свои действия самым серьезным и увлекательным делом.
Конечно, речь не идет о том, что все детские игры должны приносить пользу. Но с помощью игры очень легко привлечь детей к полезным делам, к труду. Это позволяет добиться хорошего результата в воспитании. Естественным способом и во многом благодаря воспитателям, игра должна стать методом воздействия, педагогическим методом, который сочетает интересное с неинтересным. Например, школьникам предлагается игра «Два с плюс» (ловкость, сила и сообразительность). Среди задач предусмотрены и покраска забора, и копание ямы. Дети делятся на группы и получают маршрутный лист. В одном из мест маршрута им предлагают щетки и лопаты, засекают время: на покраску каждой части забора — 20 минут, на рытье ямы — 12. Кроме этого, дети должны выполнить задание так, чтобы ни одна капля краски не упала на землю: «за каждый разлитый грамм краски снимается пять баллов». И моментально получается идеальный результат: дети стараются так, как вообще никогда не старались. И забор покрашен, и ямы выкопаны, а сколько радости! Затем дети переходят на другое место, где им предлагают интересную шахматную задачу или розыгрыш футбольной комбинации. В рамках игры, в этом случае, через непроизвольное соприкосновение с неигровыми действиями развиваются определенные системы игровых взаимодействий. Требовательность предельная: «Вот здесь разлита краска …». И вполне серьезные оправдания детей: «Да мы исправим … мы сделаем … вот посмотрите». Диалог отнюдь не игровой. В нем лишь основы игровые. Они поддерживаются игровым настроением, игровыми переживаниями. Ну, и, конечно, игровыми правилами, обязанностями, ролями. Дети взяли на себя роль исполнителей, а отца, педагога или кого-то из товарищей назначили судьей. Судья может быть таким придирчивым и строгим, что детям от него поблажек не будет. И это никого не огорчит. Такая требовательность нравится, если судья справедлив и относится ко всем одинаково.
Обратим внимание еще на одно: в этой ситуации задачи выполняются будто только на игровой основе, а обязанность остается где в стороне. Это не так. В игре, особенно коллективной или групповой, всегда есть долг, чувство чести, межличностные зависимости, которые выступают ярче, оказываются более страстными, более темпераментными, чем вне игры, то есть обязанность исполняется как бы изнутри, минуя игровую интригу и игровое правило. Ребенок-судья, скажем, действует справедливо не только потому, что этого требует игра, но и потому, что к этому требованию присоединяется и чувство чести, и высокое детское понимание человеческого достоинства. Дети говорят: «Мы его первым ставим на эту должность, потому что он самый справедливый». Итак, реальные ценности берутся за основу взаимоотношений. Таким образом, несмотря на игровую основу, речь идет о серьезных требованиях нравственного порядка. Конечно, останется вопрос: «В игре он чувствует обязанность и исполняет ее, а в жизни как?». А в жизни все зависит от личного примера взрослых, а также от умения детей практиковать действия, построенные на «чувстве ответственности». Надо уметь ставить перед детьми бескомпромиссные, прямые требования. Например: «Этот забор мы должны покрасить. Мы обязаны это сделать», « Мы должны выкопать ямы для столбов, иначе завтра не состоятся соревнования». Без «должен» нет воспитания. Однако требование должно быть правильно предъявлено.
Игровая форма позволяет скрыть свою педагогическую позицию и активнее влиять на воспитание.
Игровую деятельность надо понимать в более широком смысле. Это и спортивные соревнования, и оформленные ролевым образом состязания, в которых четко различимы трудовые действия: ремонт школы, прополка сорняков и т.д., и театральные импровизации. Конечно, труд тоже надо рассматривать в широком смысле — это и планирование работы, и организаторские действия, и подготовка всего необходимого для игры, и преодоление трудностей.
Почему же игровые и трудовые занятия так важны для детей? Почему взяли и объединили оба эти вида деятельности? Это потому, что в них и происходит становление ребенка. Игра и труд кажутся несовместимыми потому, что они, действительно, противоположные и будто отрицают друг друга. Если бы вам предложили выразить суть игры и труда на бумаге с помощью красок, то вы, пожалуй, изобразили бы игру гаммой солнечно-ярких красок с причудливыми переливами световых пятен, а труд — суровыми линиями и, возможно, в одном или двух-трех цветовых решениях. Как в живописи цветовое пятно и строгая линия могут быть органично объединены умелым художником, так и в педагогическом мастерстве различные средства и виды деятельности совпадают или идут параллельно, дополняя друг друга, благодаря своему различию, а не сходству.
Участие в игре зависит от желания, а участие в трудовой деятельности основывается на обязанности. Игра почти мгновенно порождает желание преодолевать трудности, которые есть в любой трудовой деятельности.
Интересно, что самые нужные для творческой работы компоненты есть в игре, а то, что необходимо для игры, присутствует в сфере труда. Именно поэтому важно уметь объединить оба этих процесса.
Ребенок стремительно тянется к игре и не всегда чувствует такую же потребность к труду. И настоящее мастерство воспитателя раз в том, чтобы воспитать у детей потребность работать. А выполнять эти требования легче с помощью элементов игры. Конечно, это сложно и рискованно: не всегда может получиться. Какие ошибки могут сделать взрослые?
Во-первых, игру не надо перегружать трудовыми задачами, а смотреть на нее только как на средство развития детской активности. Игра, вследствие своего накала, ослепляет ребенка разнообразием своих красок и, если хотите, лишает необходимости осмысления происходящего, критического анализа результатов своей деятельности. Игра эмоциональная, а преобладание эмоций над мышлением также может негативно сказаться на развитии, в частности, познавательных способностей детей.
Во-вторых, ролевая коллективная игра развивает подражательную способность, заставляет, будто работать по какому-то образцу, копировать и воспроизводить, начертанный в голове ребенка идеал. И в таких играх важно, чтобы воспитатель объяснял нравственное содержание исполняемых ролей. И, конечно, необходимо чередовать ролевые игры с не ролевыми, коллективные с индивидуальными. Ребенок, даже находясь в потоке бурной коллективной жизни, порой требует определенного обособления, без которого не могут развиваться в полной мере его способности.
И, наконец, последнее. Выбирая среди самых захватывающих форм деятельности, не надо забывать об отношениях, которые складываются между детьми. Бывает, что дети увлекаются игрой и примеряют на себя все роли, а не распределяют их. Это очень опасное явление в детском коллективе, и предотвратить его развитие — одна из главнейших задач воспитания.
Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка … Если так можно сказать о ваших детях, то это очень хорошо. Расценивайте это и как свою родительскую победу, педагогическое достижение. Далеко не все отцы и матери могут похвастаться, что воспитали в своих детях это качество.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *