8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Игры и игрушки в развитии ребенка


Детская игра выполняет функцию исследования окружающего мира. В процессе игры ребенок осваивает внешний мир, изучает свойства и особенности предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру.
Неотъемлемый спутник детства и важнейший инструмент детских игр — игрушки. С первых месяцев жизни игрушки занимает одно из важнейших мест среди предметов, окружающих малыша. Практически во всех народах есть традиция подвешивать над кроватками младенцев различные игрушки. Главная задача таких игрушек это расширить сенсорный опыт малыша, привлекая его внимание своими простейшими возможностями, а именно формой, цветом, звуком. Игрушки висящие над младенцем в кроватке он может рассматривать, трогать и изучать, они колышутся, издают звуки, отражают световые лучи. Главная задача этих игрушек  предотвратить скуку, пробудить и удовлетворять любопытство, давая волю первым проявлениям исследовательской активности малыша.
Разбрасывание игрушек по всей комнате становится одной из первых исследовательских игр. Часто можно наблюдать следующее: ребенок бросает погремушку и затаивается, прислушивается, какой эффект это вызовет. Ему интересно, как она упадет, какой звук издаст, как поведут себя при этом взрослые. Ребенок тянет в рот и облизывает игрушки как и любой другой предмет, попавший ему в руки. Все это исследовательское взаимодействие с игрушками. Как правило такая деятельность сопровождается яркими эмоциями, обычно смехом реже плачем.
Ребенок реализует свою тягу к познанию, изучает устройство. Но обычно предлагаемая ребенку игрушка не рассчитана на то, что ее потенциальные возможности и содержимое будут так активно исследовать (бросать, разбирать, ломать и др.). Стремление ребенка включить игрушку в собственную исследовательскую деятельность приводит к тому, что игрушку бросают, топят в воде, разбирают, закапывают в песок. Все это обычно приводит игрушку в непотребное состояние. Часто это не нравится взрослым. Есть несколько рекомендаций:
— давать ребенку меньше готовых игрушек;
— стараться делать так, чтобы ребенок играл с игрушками, которые делал сам или в создании которых он участвовал;
— пусть ребенок сам находит себе игрушки среди предметов, которые его окружают. Т.е. нужно признать за ребенком право включать в число его игрушек предметы, с которыми взаимодействует.
А вот с готовыми игрушками следует быть осторожнее. Готовые игрушки могут приносить развитию ребенка больше вреда, чем пользы. Готовые, радующие глаз взрослого человека игрушки часто не позволяют малышу реализовать свою поисковую активность и мобилизовать фантазию. Такие игрушки интересны лишь первое время.
В ряде специальных исследований замечено, что большое количество игрушек таит в себе и опасность — рассеивается внимание. Когда вокруг ребенка очень много игрушек, это не столько стимулирует его активность, сколько подавляет. Ребенку сложнее сосредоточиться на чем-то одном. Для того чтобы эффективно развивать у ребенка нестандартное мышление или изобретательность не следует предлагать ему множество готовых игрушек.
Многие наблюдательные родители и педагоги без подсказки ученых знают, что часто дорогая, новая игрушка из магазина уступает в конкурентной борьбе за внимание ребенка простым камешкам или стеклышкам, деревянным брускам различных форм и объемов или неизвестного происхождения металлическим предметам, обломкам старой посуды или кускам поролона. Это происходит потому, что  — ребенок по своей натуре исследователь. Ребенку интереснее то, что не имеет жестко фиксированных функций и возможностей, то, что может быть использовано в самых разных целях.
Современные магазины детских игрушек, способны поразить воображение любого взрослого. Взрослые готовы тратить большие суммы денег, считая, что эти игрушки будут полезны и  интересны их ребенку. Разочарование наступает быстро. В большинстве случаев ребенок уже через несколько минут игры теряет интерес к готовой игрушке, какой бы интересной она не казалась взрослым.
Простая игрушка имеет два недостатка. Во-первых, она очень быстро исследуется ребенком. Как только изучаются все возможности игрушки утрачивается интерес к ней. Результаты наблюдений за тем, как играют дети, показали, что „сложность" игрушки, создающая у ребенка некоторые проблемы при игре с ней, прямо пропорциональна времени, в течение которого он будет играть с этой игрушкой. Во-вторых, простая готовая игрушка нередко мало связана с реальным окружающим миром, что, оказывается, очень важно для ребенка.
Наиболее заинтересованно ребенок играет с игрушками, которые дарят ему "радость достижения". Для того чтобы испытать эту самую "радость достижения", детям нужно предлагать не готовые игрушки, а специализированные наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самому. Из отдельных частей можно сделать что-то новое,  необычное, их можно использовать в самых разных целях.
Особое направление — это использование для игр игрушек из числа реальных предметов. Ребенок с большим интересом и вниманием изучает реальные, окружающие его вещи, использует их в своих играх. Причем предмет в игре можно использовать не по прямому назначению. Например, книга может использоваться для строительства тоннеля. Используя стол или подушки от дивана, можно построить дом, а сам диван легко превратить в автомобиль, пароход или самолет. В большинстве случаев, все это ведет к беспорядку в доме и потому раздражает родителей, но для развития интеллекта, способностей и креативности имеет чрезвычайную ценность.
Поисковая активность, проявляющаяся в стремлении к чему то новому, выступает важным фактором стимулирования игровой деятельности ребенка. Давно известно, что и у людей, и даже у животных монотонная среда обычно вызывает дискомфортные чувства. Повторение чего-либо (явлений, звуков, предметов и т. д.) неизбежно приводит к снижению эффективности решения задач, требующих внимания. Продолжительность и интенсивность игр ребенка, в которых он реализует свою поисковую активность, зависит не только от его умений, но также определяется возможностями разнообразия и изменчивости условий, в которых он находится.  Характером материала и степенью возбуждения, предлагаемого внешней средой.
Особенно привлекательны для малыша игры, в которых активно используется его стремление к новому. Новые, случайно обнаруженные эффекты увлекают, вызывают глубокий интерес. Новизна события очень важна для малыша. В отличие от взрослого человека ребенок не может сосредоточиться на одном из них. Поэтому дети не могут долго играть в одну и ту же игру, долго играть с одной игрушкой или заниматься одним делом (рисовать, конструировать и т.д.).

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *