8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Как научить ребенка читать?


Как научить ребенка читать?

В данной статье мы не стремимся представить какую-то конкретную методику обучения чтению, но хотим дать рекомендации общего характера, так необходимые для перехода к собственно обучению.
Самый главный принцип, о котором надо помнить постоянно – каждый ребенок – личность, и подход к нему – сугубо индивидуальный. Поэтому решить, например, с какого возраста надо начинать учить чтению – тоже решается в каждом случае отдельно. Кто-то может учить буквам и чтению 6-тимесячного карапуза, а кому-то в 6 лет чтение будет даваться с трудом. 
Известная методист по детскому обучению М. Монессори считает, например, что в возрасте до 2-х лет взрослые никоим образом не в состоянии влиять на сознание малыша и, соответственно, учить его. Они лишь могут помогать ему знакомиться с окружающим миром, то есть развивать ребенка. В возрасте от 3-х до 6 лет мозг маленького человека уже поддается стороннему воздействию и может активно включаться в процесс обучения. Безусловно, научно установленным является тот факт, что 99% малышей к 6-тилетнему возрасту уже ментально и физически подготовлены к обучению. Ведь не зря «школа» начинается у наших деток в 6 лет, а на Западе – вообще в 5. 
Поэтому, начиная учить малыша чтению и письму, обязательно следует учитывать, что организм ребенка должен быть подготовлен к процессу обучения. Должен быть достаточно развит мозг, память, абстрактное мышление, речевой аппарат и речевые навыки, слух должен распознавать звуки.
С другой стороны, многим родителям непонятно, зачем «лишать детства» малыша 3-4-х лет и заставлять учить буквы или уметь уже читать в таком возрасте. В такой позиции тоже есть доля истины, т.к. в этом возрасте детки активно и непосредственно постигают окружающий мир, получая собственный жизненный опыт, а не теорию из книг.
Безусловно, не учить и заставлять, а ПРИУЧАТЬ к чтению, ЗНАКОМИТЬ с буквами в раннем возрасте совершенно необходимо. Тем более, если родители видят, что ребенок проявляет интерес к обучению самостоятельно, тянется к новому. Такие занятия – хорошая стартовая площадка для дальнейшего развития способностей и навыков чтения вашего ребенка. Очень важно, чтобы вокруг малыша была создана аура интереса к обучению, к книге, эффективная развивающая среда. Хорошо, если книжки будут с яркими, интересными картинками, стишками, которые — пока еще – читают ему взрослые. Буквы могут тоже быть в книжке или отдельно, в качестве игрушек, — разноцветные магнитные или на кубиках, или на карточках, сделанных от руки (можно вместе с малышом), или каждый раз снова написанные на отдельном листе. Буквы могут быть из разрезной азбуки или детского лото или в виде плакатиков на стене. Также, чтобы заинтересовать малыша, знакомство с чтением и буквами лучше превратить в игру, вместе рассматривать интересные картинки, пытаться рассказать, что на них нарисовано, возможно, придумать какую-то историю с персонажами картинки. Здесь же можно и познакомить со звуками (но не буквами!), в зависимости от слов, какие есть в книжке и проиллюстрированы. Можно научить малыша «узнавать» одни и те же звуки в разных словах и показывать эти звуки в виде букв на бумаге, или картинке, или кубике, или карточке лото и т.п.
При этом важно понимать и родителям, и ребенку, что буква – это лишь обозначение, символ звука, и, услышав или узнав в книге звук, малыш может его произнести (например, «з-з-з») и обозначить буквой, которая имеет название «зэ». Поэтому изучение, запоминание, знание алфавита является, в соответствии с современными педагогическими представлениями, отдельным этапом обучения, не зависимым от обучения чтению. Малыш может помнить наизусть алфавит, но при этом долго не будет уметь читать.
Кроме того, для развития навыков запоминания и памяти ребенка, логики мышления хорошо разучивать с ним стишки, песенки, учить наизусть коротенькие рассказики и уметь все это рассказать вслух наизусть либо пересказать рассказ. Описать картинку в книжке своими словами. Но если по какой-то причине малыш не хочет этого делать, заставлять его нельзя. Возможно, через время, он сам проявит интерес к букве или книге и попросит вас помочь ему научиться читать. Ранние навыки чтения не у каждого ребенка могут вызвать горячее желание читать книги и учиться дальше. Очень многие детки с подобным багажом знаний, как ни странно, надолго отворачиваются от книг, чтения, процесса обучения в целом.
Однако при обучении чтению важно не только познакомить со звуками, но – главное — надо познакомить со слогами и научить складывать их в слова. Современные методики обучения чтению рекомендуют именно знакомство со слогами (а не отдельными звуками или буквами) и лишь потом соединение уже известных слогов в слова. Эта же методика применяется при обучении чтению на иностранном языке и является достаточно эффективной. В таком случае в процессе развития и обучения малыша должны участвовать уже не просто книжки с картинками или стишками, а такие, где напечатаны слоги. Обычно такой книжкой является Букварь или Азбука. Помните также, что «тренировки» малыша в чтении должны быть без надоедания, недлительными, всего не более 10 минут, но при этом регулярными.
Следующий этап развития – чтение отдельных слов из сложенных слогов и чтение коротких предложений из отдельных слов. Здесь очень важно, чтобы ребенок не только овладел навыком чтения слов и предложений, но и хорошо понимал, о чем идет речь в прочитанном. К сожалению, бывает и так, что, научившись читать слишком рано, ребенок не постигает смысл прочитанного, а просто повторяет слова «как попугай». Такая скороспелая наука только вредит и процессу обучения, и самому ребенку, поскольку участвовать в обучении он должен осознанно.
И даже если ваш «ученик» недостаточно освоил науку, научился чтению (счету, письму), все равно его следует похвалить, поощрить. Также, как вы делаете это при обучении самостоятельно одеваться, завязывать шнурочки, кушать. Регулярные занятия и похвала, принесут небывалые плоды и позволят малышу поверить в свои силы. Помните, что ваша поддержка и любовь всегда важны для него.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *