8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Хватательный рефлекс у ребенка


Хватательный рефлекс у ребенка.
Благодаря ультразвуку мы знаем, что хватательный рефлекс у младенцев проявляется еще в матке, за не­сколько месяцев до рождения. Мы также знаем, что некоторые младенцы тянутся к чему-то рефлекторно, некоторые случайно, а некоторые специ­ально — хотя еще плохо умеют координировать свои движения.
Если новорожденный направляет взгляд на что-то, что его интересу­ет, особенно в состоянии спокойного бодрствования, то, вероятнее все­го, скоро он оживится. Он может начать сжимать и разжимать кулачки или открывать и закрывать рот и наконец потянется к объекту своего интереса руками и/или ногами. На это движение его толкает то, что он видит. Возможно, он до него и не дотянется, но сейчас он сделал один шаг к установлению невероятной координации между руками и глазами, которая со временем позволит ему зашнуровывать ботинки, играть на фортепьяно или делать нейрохирургическую операцию.
Поскольку между моментами, когда ребенок видит предмет и когда начинает к нему тянуться, есть некоторый временной промежуток и из-за того, что младенец может находиться слишком далеко от желанного объ­екта, некоторые ученые полагали, что это просто случайные или чисто рефлекторные движения. Но исследования обнаружили, что младенцы не будут тянуться к тому, что раньше уже пробо­вали, если оно оказалось горьким; а вот если они попробовали сладкое, то в дальнейшем к нему потянутся. Таким образом, ребенок вполне осо­знанно хочет получить в руки то, что видит. Иногда он дотягивается сам, а иногда кто-то другой дает ему эту интересную вещь.
Когда новорожденный хватает ваш палец, это главным образом ре­зультат рефлекса. Рефлекс — это реакция на определенную ситуацию, заложенная в подсознании; действовать рефлекторно — значит не думая, не осознанно. Младенцы рождаются, уже имея множество рефлексов.
Если чем-нибудь нажать на подошву ребенка, рядом с пальцами, он их подогнет, чтобы попытаться сжать предмет, которым нажимают (подошвенный хватательный рефлекс). Если чем-нибудь нажать ему на подбородок, то он также попытается схватить руками все, что окажет­ся в пределах досягаемости. То же самое относится и к ладони: если на нее нажать, его пальцы сомкнутся вокруг этого предмета (ладонный хватательный рефлекс) и он будет его удерживать. Осязание дает ребен­ку много информации о предмете. Он будет учиться фиксировать ощу­щения, возникающие у него, когда он держит тот или иной предмет, и отмечать, что происходит, когда он двигает рукой, держащей его. Он на­учится распознавать этот предмет даже среди других, ему подобных. На незнакомые предметы он будет реагировать по-другому.
Примерно в возрасте четырех недель у младенцев развиваются два типа обработки визуальной информации. Один предназначен для не­больших знакомых предметов, находящихся рядом (реакция типа «как дотянуться», действие), другой — для больших неподвижных объектов (реакция типа «что это», восприятие). К этому времени ребенок, скорее всего, будет настойчиво тянуться к чему-нибудь, что находится в преде­лах его досягаемости и что можно ухватить.
Рефлекс автоматического хватания понемногу начнет исчезать, ког­да он научится сознательно брать предметы, — рефлекс уступит место выбору. Младенец будет зачарованно исследовать собственные руки и ноги, а потом и предметы, которые сможет держать в руках. Играть с детьми в этот период очень увлекательно.
Погремушка с ручкой может вызвать у него настоящую феерию ощущений. Мягкая кукла с нарисованным лицом может очаровывать и развлекать. Причудливые лица, новые звуки и разнообразные текстуры и формы предметов — все это объекты иссле­дования малыша. Великолепной игрушкой может стать книга с картон­ными страницами, особенно та, которую вы недавно ему читали. Наблю­дая за ребенком, вы узнаете, какие предметы очаровывают его больше всего и как со временем меняются его предпочтения.
Объектами исследования не обязательно должны быть игрушки. Ре­бенку может быть очень интересно изучать обычные бытовые предметы (только если они безопасны: не острые и не настолько мелкие, чтобы ребенок мог сунуть их себе в рот).

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *