8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Когда стоит обращаться к логопеду


Когда стоит обращаться к логопеду

            Ваш малыш ползает, ходит, бегает. Агукает, повторяет звуки, произносит первые слова. Пытается вместе с вами спеть песенку, рассказать стишок. Выразить самостоятельно свою мысль, желание. От примитивной имитации звуков ребенок переходит к осмыcленной речи, речевому общению. Или упорно молчит, практически не разговаривает до 3-4-х, а то и 5-ти лет.
В любом случае, подавляющее большинство родителей уверены, что их ребенка не надо показывать специалисту по речи — логопеду. Малыш вырастет, его речь наладится, он уже говорит и будет говорить как все. Если вы придерживаетесь такого мнения — сводите ребенка к логопеду не позже 5-тилетнего возраста. Если вы — заботливые родители и хотите, чтобы ваш ребенок рос не только здоровым, но и умственно полноценным, развитым, хорошо чувствовал себя в любом коллективе — покажите его логопеду как можно раньше. Пусть специалист вас успокоит и скажет, чо малыш развивается абсолютно нормально. Если у врача возникнут сомнения, он обязательно порекомендует обратиться и  к другим специалистам, в зависимости от ситуации, — к неврологу, лору,  нейропсихологу,  окулисту, физиотерапевту.
Как и у других врачей, у  логопедов существует узкая специализация. Некоторые работают только с очень маленькими. Понятно, что с такими «пациентами» не будут проводиться занятия по постановке звуков. Грамотный специалист всегда знает речевые нормы для каждого возраста, видит  проблемы и пути их решения. Где-то необходима своевременная профилактика, в каком-то случае определит вредный навык и не даст ему закрепиться, у кого-то снимет стойкое нарушение.
В 3-хмесячном возрасте у ребенка должно уже появиться  «гуление» — первые звуки: агы, ага, гы, агу. К 8 месяцам появляется лепет, первые слоги: та-та,  дя-дя, ма-ма, ба-ба, бу-бу, па-па и т. п. К 1 году уже должны быть короткие слова: дай, на, — всего около 10. К полутора-двум годам малыш начнет выговаривать короткие фразы из нескольких слов.  В возрасте 2,5-3 г. формируется речь, ребенок уже говорит фразы из 3-5 слов, может пересказать сказку, рассказать стих, выразить свое желание. К 4 г. речь у малыша уже полностью сформирована и соответствует речевым нормам взрослого. Но, как и в любом другом случае, эти сроки могут быть смещены до полугода. Если же задержка любого из упомянутых этапов больше, чем 6 месяцев, — визит к логопеду категорически нельзя откладывать. И, конечно же,  профилактический осмотр у логопеда следует провести в 2,5 – 3 года. Если же до этого возраста малыш  молчит или произносит только  отдельные короткие слова, —   не стоит тянуть до 3,5 – 4 лет, ожидая  появления развернутой речи. Обращаться к логопеду надо незамедлительно.
Помните, что с возрастом речевые проблемы у ребенка закрепляются, и исправить их становится все труднее. Особенно это относится к возрасту 5-6 лет. Ведь речь, как известно, очень тесно связана с письмом. И за 1 год до школы исправить дефекты речи и подготовить «плацдарм» малышу для успешного обучения в школе, развития навыков письма, — крайне сложно.
Если родители заметили, что у ребенка «старшего» возраста — 4-6 лет —  в речи коверкаются или сокращаются слова, переставляются слоги, если он заменяет  звуки, неправильно произносит окончания, «глотает» некоторые слова, плохо выражает свои мысли, пропускает предлоги, имеет
маленький словарный запас или даже заикается — то это причина обратиться к лору-дефектологу. Такой специалист может не только исправить звукопроизношение, но и помочь обучиться чтению и письму для дальнейшей успешной учебы в школе.
Однако думать о развитии здоровых речи и слуха своего ребенка прежде всего обязаны сами родители. И, конечно же, начинать такое развитие надо еще в младенчестве. В первую очередь, как ни странно, надо подумать о пище, вернее,  — о ее консистенции. Не зацикливайтесь на протертых или взбитых пюре, давая их 2-хлетнему малышу. В этом возрасте он должен уже сам уметь хорошо жевать. Помогите лучше своему ребенку развивать мышцы челюсти и лица, давая не протертую, а твердую пищу и сырые овощи.
Также, в этом возрасте у малыша начинает развиваться и закрепляться фонематический (звуковой) слух. Это — основа дальнейшей связной и развитой речи, грамотного письма. Для развития слуха важно научить ребенка различать звуки, понимать, какой именно предмет или явление производит какой звук. Кроме  того, необходимо развивать речевой аппарат, делать артикуляционный массаж, гимнастику. Также надо заниматься развитием речевого выдоха, уметь сильно и правильно дуть. Обязательными должны быть развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика. Дело в том, что речевой центр находится у человека на большом пальце. Поэтому, чем больше мы воздействуем на палец (гимнастика), массируем, действуем им, тем активнее влияем на речевой центр в головном мозге. Лучше, когда подобное воздействие происходит регулярно. Не следует забывать при этом и общую моторику.
Для развития подвижности речевого аппарата рекомендуется делать следующие упражнения.
 1. Губы то вытягиваются в «хоботок» или «уточку», «клювик», то растягиваются в улыбку, как у лягушки.
 2. Язык высовывается и раскладывается «лопатой» — широкий, потом делается длинным и узким, как «иголочка». Попробуйте кончиком языка достать кончик носа. При регулярных тренировках это вполне достижимо.
3. Кончик языка можно поднимать за верхние зубы, после —  опускаесь за нижние. Рот при этом широко открывается..
4. Кончик языка будто маятник часов,двигается от правого угла губ к левому углу и обратно с разной скоростью.
 5. Кончиком языка надо водить  по передней части неба, как будто «маляр»: «красить небо кистью».
При произнесении звуков отрабатывайте произношение каждого звука в отдельности, а не целых слов. Работать над каждым звуком надо начинать  с гимнастики для языка и губ. Лучше такую гимнастику делать перед зеркалом, чтобы «ученик» смог увидеть работу своих речевых органов, как они артикулируют. Каждое упражнение делается до 10 раз. Все это будет положительно сказывается на развитии  фонематического слуха ребенка, и, следовательно, на его звукопроизношении. Действуйте методом «от простого  — к сложному». Затем можно переходить к  произнесению чистоговорок по типу «Четыре черненьких чернявеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж» и скороговорок. Как только правильное произношение звука закрепится у ребенка, начнется процесс правильного фонематического восприятия — основа грамотного письма в школе.
Чтобы ребенок умел правильно различать и понимать звуки,  можно проводить с ним такие занятия-игры.
 1. Слушать вместе с малышом различные звуки во время прогулки. Называть их. Объяснять, кто или что такие звуки производит. Делать звукоподражание: кошечка — мяу-мяу, воробей —  чик-чирик и т. д.
Сравнивать звуки. Громче-тише, слабее-сильнее. Уметь определять звуки одинаковые и разные.
Угадать, какой звук прозвучал. Кто или что может делать такой звук.
Определять направление звука. Отрабатывать звуковую ритмику.
Знать и различать типы звуков: шумовые, музыкальные.
Вы можете проводить с ребенком любые игры, любые занятия, какие только сможете придумать. Главное — чтобы малыш научился понимать природу звуков и хорошо различать их на слух.
Кроме  того, родителям следует обратить внимание на собственную речь при общении с малышом. Говорить надо правильно, членораздельно, спокойно, плавно, тихо. Ребенку и с ребенком надо петь много песенок, читать/рассказывать стишки. Малыш сам должен уметь спеть песенку, рассказать наизусть стих, пересказать небольшой рассказ или сказку.
Если же фонетико-фонематическое восприятие у ребенка нарушено, полезной методикой может стать раннее обучение чтению. В таком случае лучше воспользоваться кубиками Никитина.
Для развития хорошего речевого выдоха можно заниматься выдуванием мыльных пузырей, надуванием воздушных шариков, игрой на духовых музыкальных инструментах.
Для пальчиковой гимнастики и мелкой моторики подойдут занятия с бисером, вырезание картинок, нанизывание макарон на ниточку, лепка из пластилина, выкладывание картинок спичками и т. п.
Если вы правильно и методично занимаетесь со своим малышом, прислушиваетесь к рекомендациям логопеда, то в результате ваш ребенок должен уметь:
ок.3-х лет произносить все звуки речи, кроме  шипящих (ж,ш,ч) и сонорных (л, р);
к 4-м годам произносить шипящие (ш,ж,ч,щ);
Около 5-ти лет, ребенок должен хорошо выговаривать сонорные  (р,л).
Если же звук «р» в произношении вашего малыша очень похож на «р» французское (грассирующее, горловое) — то это причина для посещения логопеда. Ребенка необходимо научить правильному произношению.
Обращение к логопеду в период становления речевого аппарата и развития навыков речи у малыша в возрасте до 5-ти лет — обязательное условие будущего полноценного развития и учебы каждого ребенка.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *