8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Когда же он заговорит? Развитие речи.


Когда же он заговорит? Развитие речи.
Доказано, что еще находясь в мамином животике, малыш начинает усваивать язык. Причем, младенец фиксирует в своей памяти тот язык, на котором говорят окружающие.
Американские ученые исследовали плач многих младенцев 28 дней от роду. И оказалось, что звуки, которые издавали младенцы, по своим интонациям довольно точно передают речь их матерей.
И вот малыш родился. Как начинается то, что мы называем речью? Для начала в потоке непонятных звуков чуткое родительское ухо слышит что-то похожее на слово. В некоторых семьях существует даже такое со­ревнование: что малыш раньше сказал — «мама» или «папа».
На самом деле процесс овладения речью у всех детишек особенный и проходит по-разному. Например, некоторые малыши постепенно на­ращивают свой словарь. А есть такие, которые долго и упорно молчат, пугая родителей. А потом вдруг выдают текст целыми предложениями. Дочь моей подруги упорно молчала почти до двух лет. Обойдя всех спе­циалистов, которые не нашли никаких отклонений в состоянии здоровья, мама устала переживать и успокоилась. А дочка заговорила через не­сколько недель, причем такими предложениями, что все диву давались. Скорее всего, у малышки своеобразно протекало речевое развитие: она накапливала словарный запас, слушала. И вот результат.
В период от рождения до одного года малыш проходит так назы­ваемый период гуления и детского лепета. Он пробует звуки на вкус, потом произносит отдельные слоги и начинает потихоньку складывать их в слова.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок начал говорить как можно раньше. Каждое его слово мама и папа ловят, а некоторые даже запи­сывают в специальный «детский дневник». Как же сделать так, чтобы малыш заговорил не только рано, но еще и правильно? Что делать, чтобы у него был большой словарный запас? Как сделать так, чтобы малыш любил читать?
Маленький человечек учится говорить, слушая взрослую речь. При­мерно на втором месяце жизни малыш начинает копировать движения губ взрослых. Поэтому говорить старайтесь как можно четче и понятнее, хорошо артикулируя губами. От того, как говорят родители, четко ли они произносят слова, много ли они читают ребенку, зависит то, как будет развиваться речь малыша.
Когда мы общаемся с малышом, возникает большой соблазн ковер­кать слова. Этот этап проходят все взрослые. Такое «сюсюканье» приводит лишь к тому, что ребенок долгое время не может научиться произносить правильно отдельные звуки и целые слова. А вот использовать в своей речи уменьшительные слова («котик», «зайчик») или короткие сдова-заменители (вместо слова «собачка» — «ав-ав», вместо «упал» — «бух») даже полезно.
А еще детская речь напрямую зависит от того, насколько активно мама общается со своим малышом. У немногословных, малоэмоциональных мам, которые молча выполняют «функцию ухода» за младенцем, и дети начинают говорить позже. А вот пример другой мамы. Она не просто ухаживает за младенцем, купает, кормит его. Она рассказывает, какая сегодня погода за окошком, куда папа пошел, что сейчас малыш будет кушать. И все это она делает с улыбкой, с разными интонациями. Она ищет взгляд ребенка, настроена на его реакцию. Тогда и малыш будет стараться произносить хотя бы те немногие звуки, которые он уже может издавать. Именно так создается пока пассивный словарный запас. Мама целый день перечисляет всевозможные предметы, который окружают малыша, вводит в его жизнь новые слова.
Не забудьте завести специальный блокнотик, в который Вы будете за­писывать новые словечки Вашего малыша. Со временем эта книга станет семейным бестселлером. В самом начале в Ваших записях будут лишь коро­тенькие слова. А затем придет время целых фраз и даже стихов, которые придумает малыш.
Потешки, скороговорки, стишки, колыбельные песенки для самых маленьких построены на очень четком и простом ритме. В обычной речи такой ритм уловить нелегко. Поэтому, чем больше стишков и песенок слышит малыш, тем быстрее он сможет усвоить человеческую речь.
Однако недостаточно просто декламировать стишки, чтобы малыш научился говорить правильно и красиво. Приобщать ребенка к родному языку нужно с помощью книг и аудиозаписей. Даже 10—15 минут чтения в спокойной обстановке — это огромная польза.
Сегодня в магазинах есть огромный выбор дисков со сказками и сти­хами для самых маленьких. Как правило, их читают известные актеры, у которых прекрасная дикция и хорошо поставленный эмоциональный голос. Детям очень нравятся такие сказки. Но они могут быть только дополнением к маминому чтению, а никак не заменой его.
А еще полезно заниматься речевой гимнастикой. Например:

  1. высовывать язычок;
  2. дотягиваться язычком до носика;
  3. поворачивать язычок в стороны;
  4. заворачивать язычок вверх-вниз;
  5. пригодятся в таких упражнениях и мыльные пузыри: ведь если малыш дует, то он тренирует мышцы своего ротика.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *