8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Кризис 1 года. Как вести себя с ребенком


Кризис 1 года. Как вести себя с ребенком?

Уже целый год мы живем, растем, развиваемся! Год – удивительный возраст. Наш малыш начинает осознавать себя как личность, в его поведении многое меняется. Изменяются пристрастия в пище, восприятие и отношение к другим людям. Он становится более активным, любознательным, жизнедеятельным. Это уже не просто личность, но индивидуальность (!) – яркая, неповторимая, своенравная, динамичная.
            В этот период очень важно и маме, и другим родственникам правильно строить свои отношения с маленьким человеком. Родителям следует понимать, что их обожаемое дитя – не игрушка, не любимое развлечение, которое умеет говорить, но личность, равная им, с такими же правами, как у взрослых.
            Часто бывает, что самая невинная мамина просьба или пожелание вызывает у малыша чувство противоречия, нежелания, отказ подчиниться или сделать что-нибудь. Но подобное «ослиное упрямство», которое так раздражает или даже злит взрослого, вполне объяснимо. Ведь наша маленькая личность уже ощущает себя именно личностью, возможно, ей не нравится то, о чем вы просите. Или просто не хочется это делать, или ребенок не согласен с вашими доводами или решением, просьбой и, соответственно, подобным негативизмом, отказом он выражает свой протест или нежелание.
            Конечно, и взрослому не нравится, когда ему отказывают, а тут – собственный ребенок, да еще и от горшка два вершка! В подобной ситуации, да и в любой другой, родители должны не приказом, а лаской, с разумными доводами объяснить малышу необходимость выполнения их просьбы. Да-да, родители должны с уважением, на равных, аргументировано говорить со своим ребенком, не взирая на его возраст. А если вы будете все запрещать, подавлять своим авторитетом, приказывать, кричать, раздражаться — что вырастит из этого малыша? Запуганное, безынициативное, «роботизированное» создание.
            Чтобы малыш развивался как личность, чтобы правильно и успешно познавал мир вокруг себя, учился жить среди людей и вещей, получал новые навыки и знания, родители не должны ограничивать его страсть к исследованию, желание все увидеть, потрогать, попробовать самому. Конечно, без разумных запретов на этапе подобных исследований не обойтись, но запрещать ребенку надо тактично и благоразумно. В традиции некоторых народов, кстати, вообще не существует никаких запретов для малышей. Например, у японцев детки до 5-ти, а у израильтян до 7-ми лет могут делать все, что заблагорассудится.
            Мы, конечно же, не призываем ко вседозволенности. Обязанность родителей, ограждать/запрещать все, что может причинить вред ребенку. Это и окурок, поднятый с земли, и холодное мороженое, и страстное желание смотреть телевизор, когда надо ложиться спать и .т.п. Но, в первую очередь, запрет должен быть аргументированным, с разъяснением, почему именно этого делать нельзя.
            Есть и другая крайность, в которую могут впасть родители. Пытаясь защитить   ребенка от малейшей опасности – грязной лужи, разбитой коленки, запачканной краской одежды – родители просто держат малыша  при себе, не отпуская ни на шаг. В этом случае существует угроза того, что чистенький, здоровенький ребенок вырастит неразвитым и физически (ему не дают бегать, ходить, ползать и лазать), и умственно (познавательный инстинкт не будет развит, а желание учиться – атрофировано). Поэтому активность ребенку жизненно необходима, это надо понимать. Забота родителей – направлять энергию ребенка в  правильное безопасное русло, а не категорически ограничивать и запрещать делать что-либо.
            Конечно же, в годовалом возрасте малыш только начинает изучать мир и знания, и опыт его минимальны. Он всецело полагается на опыт родителей, которые всегда придут на помощь. Поэтому родители обязаны защитить ребенка и оградить от возможных опасностей, например, бытовых травм. Кроме того, чтобы не навредить психике малыша, очень важно, чтобы ребенок не испугался чего-то незнакомого, нового для него. Это может быть  громкий неожиданный звук, например,  пылесоса или мобильного телефона. Также пугают неожиданные резкие действия, движения – хлопающая пробка, вылетающая из бутылки шампанского, резко раскрытый зонт, неожиданно включенная стиральная машина и .т.п. Если звук или действие могут повторяться регулярно – работающая стиральная машина или пылесос – приучайте ребенка к их присутствию постепенно, понемногу.
            В возрасте одного года дети становятся своенравными, упрямыми, капризными, непослушными. Такими видят их очень многие родители. На самом деле малыш начинает проявлять свою индивидуальность, но при этом логика его действий не соответствует общепринятому шаблону. Если мама не желает, чтобы малыш продолжал делать, что ему хочется, его можно отвлечь, переключить на другую деятельность или предмет: книгу, конфету, прогулку, игру и т.д.
            Другой возможный способ прекратить нежелательное поведение ребенка – сказать «Нет!» или «Нельзя!». Однако здесь важно не просто окрикнуть или запретить, но при этом тактично и спокойно объяснить, почему именно нельзя так делать. В противном случае настойчивое упорство мамы, которая не разрешает открывать ящики комода, встретит злое упрямство малыша, которому очень нравится процесс перемещения ящика «туда-сюда».
            Также в возрасте  года  у малыша меняется не только поведение, но и образ жизни, привычки. Это, в первую очередь, относится к режиму сна. Бывает, что ребенок, который в течение дня спал 2 раза, теперь отказывается от утреннего или, наоборот, послеобеденного сна. Он может хныкать, капризничать, если подходит обычное время сна, но при этом не хочет засыпать. Мама должна в таком случае внимательно отнестись к поведению ребенка. Прежде всего в таком случае его надо успокоить: можно поговорить, отвлечь, приласкать. Можно просто уложить, чтобы он полежал в привычной обстановке, дать игрушки или рассказать сказку. Обычно ребенок немного «перележит» свое время сна и переходит к играм, другим занятиям.
            Если подошло время послеобеденного сна, а малыш капризничает, маме следует перенести обед на более раннее время, бывает даже на 11-12 часов дня. После такого обеда сон ребенка будет крепким и долгим.
            У годовалого малыша меняется и отношение к еде. Он уже не так голоден, как раньше и однообразная пища его не привлекает. У него активно развивается чувство вкуса и красоты. Поэтому пища должна быть не только разнообразной, вкусной, но и эстетически привлекательной. Маме следует проявить фантазию и подать, например, вареное яйцо с глазками и ртом, нарисованным кетчупом. Или выложить «светофор» из красного и зеленого яблок и оранжевого апельсина. Чем шире мамина фантазия, тем лучше будет  малыш и кушать, и развиваться.
            Но случается и так, что потребление пищи из полезного и развивающего занятия может превратиться  — по мнению мамы — в баловство или каприз. Это происходит, когда, например, малыш начинает бросать на пол кусочки хлеба. В таком случае мудрая мама не станет ругать ребенка. Она уменьшит порцию, потому что ребенок сыт, или даст другую еду, потому что эту он уже не хочет кушать. При этом не следует спешить поднимать с пола брошенные предметы или возвращать их на прежнее место. Ребенок может понять действия мамы как продолжение своего развлечения, т.е. игру с ответным ходом. Он будет бросать и бросать, а мама – поднимать и поднимать хлеб. Чтобы такого не случилось, постарайтесь не реагировать на «безобразное поведение», отвлеките малыша другим занятием, а убрать можете потом.
            Другой вид «развлечения» за столом – еда руками или выдергивание чашки, ложки из маминых рук. Не торопитесь пресекать такое поведение. Посмотрите на своего ребенка другими глазами: он хочет (!) кушать(!) самостоятельно(!). И вам не следует ему в этом мешать. Иное дело, что мама должна научить, что кушать надо не руками, а ложкой. Научить, как правильно пользоваться ложкой, чашкой. Не пресекайте тягу к самостоятельности у маленькой индивидуальности. В противном случае, упустив момент, научить кушать самому в старшем возрасте будет гораздо сложнее.
            Родители должны понимать, что  самостоятельность и независимость малыша основывается не только на свободе действий, которую дают ему мама с папой, но и на  чувстве защиты, безопасности, предоставленной родителями. Поэтому в первый год жизни очень важно, чтобы дальнейшее развитие ребенка пошло в правильном русле.
            Если родительская опека станет всеобъемлющей, сегодняшний малыш вырастит замкнутым, стеснительным рохлей. Если ребенку не мешать, а мудро направлять его действия, он станет общительным, самостоятельным, жизнерадостным человеком. Чего и желают все родители своим любимым чадам.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *