8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Кризис 3 лет. Как его пережить


Кризис 3 лет. Как его пережить?

Кризис 1-го года жизни, кризис 3-х лет, кризис переходного возраста – всё это звенья одной цепи: периода роста, взросления, самоутверждения вашего ребенка.
Кризис 3-хлетнего возраста – естественный, необходимый, но болезненный и неприятный для родителей процесс. Он может начаться в 2,4 – 2,6 мес. и продолжаться даже до 4-х лет. Обычно этот кризис называют острым. Он может проходить тяжело, с беспокойным сном, ночными видениями, заиканием, недержанием мочи. Следующий кризисный этап наступает в 6-7 лет, потом – переходный подростковый период 11-16 лет.
В 3-хлетний период у малыша в первую очередь наблюдается кризис в поведении – из послушного и ласкового человечка он может превратиться в деспотичного и капризного домашнего монстра. Очень часто в период кризиса поведение ребенка отличается эгоистичностью, истеричностью, упрямством, неадекватностью реакций на мамины просьбы или поведение. Обычный режим, любимые игрушки или занятия могут вызвать у малыша раздражение, нервозность, негативную реакцию.
В «чистом виде» симптомами кризиса, которые родители могут не только заметить, но и ощутить на себе и своем ребенке, являются следующие: деспотизм, негативизм, упрямство, своеволие, строптивость, обесценивание, бунтарский протест, а также обостренное чувство страха и проявления мастурбации.
Подобные неприятные изменения в поведении ребенка обусловлены, в первую очередь, проявлением и  развитием самосознания, самоутверждения, самооценки. Понимая и ощущая себя как самостоятельного человека среди других людей, ребенок хочет утвердиться как личность и индивидуальность. Скорлупа беспомощного младенца становится для него тесной, на волю рвется самостоятельная полноценная личность, которая очень хочет быть похожа на взрослое окружение.
Однако на практике родителя часто теряются, становятся беспомощными, когда сталкиваются с постоянными «Не хочу!» «Не буду!» «Ты плохая, уходи!» «Гадина!» «Кака!» и т.п. Линию поведения в такой ситуации каждый родитель выберет по-своему, но общие рекомендации могут быть следующими. Прежде всего, нужно понимать,  что такое поведение когда-нибудь прекратится, ребенок переживет кризис и изменится к лучшему. Если началась истерика, дайте ей выход, не особо реагируя на происходящее. Можно отвлечь внимание другим занятием, предложить сделать что-то.          
           Обращаясь с маленьким человеком как со взрослой личностью, попросите его о помощи, попросите его совета, спросите его мнение. Уважайте его личность. Если всплеск агрессии очень сильный (протест, бунт) дайте эмоциям выплеснуться наружу, а потом обеспечьте период покоя — можно, например, просто усадить на стул, отвести в другую комнату, постараться успокоить, умыв лицо в ванной. Во время истерики не надо идти на поводу у капризы, старайтесь не обращать внимание на всплеск эмоций. Можно вспомнить и следовать на практике «Вредным советам» Г.Остера. Если ребенок вредничает, можно ему подыграть, но при этом и предложить какой-то альтернативный вариант действий. То есть, делать «с точностью до наоборот»:
— Не хочу умываться!
-Ну и не надо, ходи грязный! Или:
— Ходи грязный и некрасивый, а Света и Миша играть с грязнулей не станут.
            Главное – не идти на поводу у маленького строптивца, но при этом и не надо стараться его переупрямить. Взамен, надо стараться направлять бунтарскую агрессивную энергию в безопасное русло. В любом случае, вы всегда выйдете из этой борьбы победителем, потому что родители — взрослее, опытнее, умнее. Но побежденный ребенок может быть морально надломлен, его индивидуальность может разрушиться, самооценка занизится. Со временем личность из него в таком случае может вырасти никакая: безвольная, мягкотелая, нерешительная, апатичная. Наверняка, не таким вы хотите видеть своего ребенка во взрослой жизни.
            Если ваш малыш капризничает, упрямится, хочет или не хочет делать все самостоятельно – не давите на него авторитетом, не проявляйте характер, а дайте проявиться его индивидуальности и самостоятельности. Если он сделал что-то не так, неправильно – не ругайте его, а, наоборот, похвалите, что он это сделал. При этом можно заметить, что получилось не очень хорошо или правильно. А лучше сделать вот так. И в следующий раз делай так. Так будет хорошо. Ведь ты уже такой взрослый!.
            В период кризиса иногда у малыша может произойти обесценивание ценностей: правил поведения, приоритетов в семье. Отношения к привычным вещам, любимым игрушкам, книжкам. занятиям. В этом случае можно показать ему новую модель поведения, но при этом ценности должны оставаться прежними. Например, говорить «Спасибо» можно не только маме, но и кукле Маше, если она согласилась с тобой играть. Можно разогреть новый интерес, занять ребенка непривычным занятием, отдав, например, в спортивную секцию (музыкальную школу, кружок творчества). Физические нагрузки, дисциплина, новые лица и занятия быстро помогут решить личностные конфликты ребенка, перерасти переходный период.
            Бывает, что кризис 3-х лет сопровождается развитием пугливости, чувства страха у малыша. Это и закономерно, и преодолеваемо. Здесь можно действовать методом убеждения, разъяснения. Поговорите с ребенком, расспросите, чего он боится, что его тревожит. Можно обыграть страх: «Прийдет Бибигон и всех победит!». Можно понять причину страха и устранить ее. Например, познакомиться с большой соседской собакой, покормить ее, пройти мимо не боясь (т.е. в таком случае спланировать действия вместе с ребенком).
            Иногда мама замечает, что ее ребенок пытается мастурбировать, часто заводит ручку «туда», гладит, изучает наружные половые органы. Дело в том, что у трехлетки – это естественный процесс. Малыш изучает свое «я» не только на психо-эмоциональном, но и на физическом уровне. Он интересуется строением своего тела, всеми его частями. Особо заострять родительское внимание на этом процессе не стоит. Конечно, нaдо следить, чтобы мастурбирование (онанизм) не приняли крайнюю форму, не развились в настоятельную потребность. Чтобы такого с вашим ребенком не случилось, придерживайтесь определенных правил. Купайте его осторожно, область половых органов мойте аккуратно, не проявляя к ним особого внимания. Не зацикливайтесь на этом процессе, чтобы не вызвать естественного возбуждения.
            Обращайте внимание на состояние нервной системы ребенка. Иногда чрезмерное возбуждение может вызвать онанизм. Малыш просто не будет отдавать отчета своим действиям, но получать при этом удовольствие. Постарайтесь найти выход в смене причин для удовольствия: интересная прогулка, игра, физическая зарядка. Занимайте ребенка как можно больше и разнообразнее, Разговаривайте с ним, читайте книжки. Попросите его рассказать вам сказку, какую-то историю, тем самым переключив внимание.
            Если, все-таки, вы заметили, что ребенок занимается онанизмом, не надо на него кричать, наказывать. Это может вызвать у него проблемы в будущей взрослой жизни. Просто скажите, что вам не нравится такое его поведение и опять-таки, попытайтесь переключить внимание, найти другое интересное занятие.
            В становлении характера 3-хлетнего человека для него очень важно, чтобы родители приняли его «взрослость» и самостоятельность, уважали его личность, но при этом не обделяли вниманием и заботой.
            Не старайтесь переломить характер, унизить личность ребенка. Старайтесь вниманием, лаской, советом, игрой, любовью, разумом помочь своему малышу сделать уверенно первый шаг во взрослую жизнь.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *