8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Личность: воспитание самооценки


Личность: воспитание самооценки
Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными. Последние, бывают завышенными и заниженными. Разумеется, оптимальный вариант – адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше человек себя чувствует. Он будет рассчитывать на то, что все в жизни ему будет отлично удаваться; зная свои недостатки, он сможет их учесть, а уверенность в себе поможет ему реализовать свои способности. Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведение в целом. Дети с высокой самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность. Дети с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении.
В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах. Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ Я. Обратная связь в негативной форме заставляет ребенка сознавать свою неспособность и малоценность. Постоянное недовольство, критика и физические наказания приводят к снижению самооценки. Чаще всего родители используют разные речевые оценки в отношении своих детей. Это объясняет ведущую роль семьи и всего ближайшего окружения в формировании самооценки ребенка.
«Ты у нас красавица» — любуется папа своей маленькой дочкой.
«Господи, какой ты непослушный!» — сетует бабушка на своего внука.
«Помоги мне накрыть на стол, — просит мама свою дочь. – У тебя всегда так красиво получается».
Проанализируйте высказывания по отношению к своему ребенку хотя бы за один только день и вы, вероятно, поймете, почему у него заниженная или завышенная самооценка, почему он пасует перед трудностями или без боязни берется за любое дело.
Часто родители настраивают ребенка на высокие достижения всегда и во всем, формируя, таким образом, завышенную самооценку и уровень притязаний. Завышенные стандарты часто приводят к различным психосоматическим и невротическим заболеваниям. Ни один человек не может быть одинаково успешным всегда и во всем. Поэтому необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами. Кроме того, по мере взросления каждый человек учится рационально распределять свои усилия – какие-то дела заслуживают высшего напряжения сил, другие – средних усилий, а остальные требуют лишь минимальных затрат сил и времени. Мотивация достижения – другой важный аспект, связанный с самооценкой. В семье ребенка часто настраивают на избегание неудачи. Как следствие он все время боится что-нибудь сделать или сказать неправильно. Это способствует появлению страха перед возможной ошибкой, развитию тревожности, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку и уровень притязаний. Если в раннем детстве самооценка формируется под влиянием родителей, то уже к 4-5 годам дети начинают осознавать различия между собой и другими детьми, используя социальное сравнение, т.е. показатель успешности в реальных видах деятельности. Ребенок, общаясь со сверстниками, постоянно получает обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен другим, что он им нравится и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка – его физического развития, социальных навыков, успехов в игровой и учебной деятельности, эмоционального тонуса, внешнего облика и т.д.
Психологи считают, что если ребенок – лучший хотя бы в какой-то одной области, то он, как правило, имеет высокую самооценку. В процессе наблюдения за поведением ребенка обращайте внимание на следующие особенности, которые являются свидетельством низкого уровня самооценки и притязаний:
1. Частые самокритичные высказывания: «Я не смогу этого сделать ..»
2. Негативные ожидания в отношении ситуации соперничества: «Зачем это делать? У меня все равно будет хуже, чем у …»
3. Критическое отношение к успехам других: «Просто ему повезло …»
4. Нежелание признать свои ошибки: «Я не виноват, что ..»
5. Склонность подчеркивать недостатки у других: «Зато он ябедничает …»
6. Неспособность принять похвалу: «На самом-то деле вы так не считаете …»
7. Отрицательное отношение к детскому саду: «Воспитатель меня не любит …»
8. Отказ от попыток добиться какого-то успеха: «Мне не интересно …»
9. Повышенная застенчивость, трудности общения с незнакомыми людьми.
10. Повышенная чувствительность к критике: «Все против меня …»
Правила формирования адекватной самооценки ребенка
1. Любите ребенка
Подавляющее большинство родителей любят своих детей. Во всяком случае, они говорят об этом, но очень часто совершают ошибки именно из самых лучших побуждений. Нет родителей, которые всегда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием. Не следует жалеть времени на совместное времяпрепровождение: игры с ребенком, прогулки, занятия спортом, работа по дому и т.п. Любая совместная деятельность должна приносить радость вам и вашим детям. Только искренние общение с ребенком даст ему возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться.
2. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
3. Развивайте чувство компетентности у ребенка
У вашего ребенка будет объективно высокая самооценка и уверенность в себе, если он будет успешным во многих сферах деятельности. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать собственными руками, решая задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться своими достижениями. Ни один человек не может быть успешным во всем, не реально этого требовать от вашего ребенка. Вы должны постоянно находиться в поиске тех сфер деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя с лучшей стороны и добиться хороших результатов. Как известно, один успех непременно ведет к следующему успеху.
4. Больше поощряйте и меньше наказывайте
Очень важно, чтобы родители хвалили ребенка, но не менее важно, чтобы его хвалили и посторонние люди. Поэтому родители должны создать такие условия, в которых ребенок мог бы проявить все свои способности и умения, чтобы заслужить одобрение окружающих. Это в значительной степени повысит его самооценку.
Следует сказать еще об одной особенности некоторых детей: они совершенно не терпят, когда хвалят кого-то другого, а не их. Такие дети воспринимают похвалу только в свой адрес; надо научить их замечать хорошее в других и не стесняться об этом говорить.
Часто родители теряют терпение из-за непослушания и капризов детей, тогда они начинают применять суровые наказания, бросают упреки, открыто выражают недовольство и даже угрожают: «Мне не нужен такой сын», «Если ты еще раз так скажешь, я отрежу тебе язык», «Я отдам тебя в детский дом», далее следуют прямые оскорбления. Такой подход в воспитании имеет отрицательные последствия для детей.
Если дети оценивают родителей как недоброжелательных и видят в них неприятие и злость, то день за днем их любовь и привязанность по отношению к родителям будут уменьшаться. Они не только станут непослушными, но в их сердцах взойдут ростки ненависти и злобы.
Так же вредны и пустые угрозы в адрес ребенка. Когда мать угрожает, причем преувеличивая свои угрозы, не реализуя их, ребенок вскоре обнаруживает, что ее слова не идут дальше крика, их цель – только напугать его. В подобных случаях все увещевания родителей обращены к «глухому». Родители идут по такому пути, поскольку это просто. Гораздо труднее добиться того, чтобы малейший недостаток внимания со стороны матери или отца уже сам по себе был бы для ребенка величайшим наказанием, и добиться этого можно только с помощью доброты, мягкого обращения и правильного тона разговора.
5. Предоставляйте ребенку самостоятельность
Никогда не делайте за своего ребенка то, что он уже может сделать сам. Взрослые не доверяют ребенку делать многие вещи самостоятельно, так как уверены, что он сделает плохо, медленно, не аккуратно и т.д. Если за ребенка всегда и все будут делать взрослые, он ничему и не научится. Дайте ребенку посильное поручение, за которое он лично отвечает: накормить кошку, подмести пол и др. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение.
6. Не требуйте от ребенка невозможного
Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение делать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы. Во-первых, можно повысить самооценку за счет высоких достижений в различных видах деятельности (компетентности), а во-вторых – за счет снижения уровня притязаний. Притязания ребенка должны соответствовать его потенциальным возможностям и способностям, тогда он будет добиваться успеха и его самооценка будет адекватной (объективной).
7. Воспитывайте в своем ребенке уверенность в том, что он хороший человек
Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы у них складывались хорошие отношения с другими людьми. Так оно и будет, если вы научите своего ребенка совершать добрые дела, получая от этого удовольствие. Не старайтесь отгородить ребенка от семейных проблем. По мере сил он должен участвовать в оказании помощи другим людям. В таких ситуациях дети смогут испытать радость и удовлетворение от помощи людям; они почувствуют себя «взрослыми», способными отложить свои дела ради других, это тоже поднимает самоуважение. Когда же они действительно станут взрослыми, то, услышав призыв о помощи, не станут долго раздумывать, внутренний голос подскажет им, как правильно поступить.
Ребенок постоянно должен получать практическое подтверждение того, что он способен быть ответственным, самостоятельным, компетентным и добрым человеком. Тогда у него будет высокая самооценка и адекватный уровень притязаний.
8. Меньше критикуйте ребенка
Из самых благих побуждений родители стараются подмечать все промахи и неудачи ребенка и, что особенно отрицательно сказывается на его самооценке, «навешивают ярлыки». Вот ребенок нечаянно разлил чай на скатерть: «Неуклюжий! Вечно у тебя все падает из рук». Вы торопитесь, ребенок медленно одевается: «Копуша, вечно с тобой всюду опаздываем». Подобные фразы называют фразами-убийцами – они постепенно убивают в ребенке самоуважение, снижают его самооценку, внушают ему, что он «неуклюжий», «копуша», «глупый» и т.д. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок был таким, откажитесь от подобных реплик. Только похвала и поддержка за все, что делает ребенок хорошо или сделал сегодня что-то лучше, чем вчера, и помощь в том, что у него пока не очень хорошо получается.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *