8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Педагогическая концепция Я. Корчака


Педагогическая концепция Я. Корчака
Развитие идеи самоценности с самого детства
Я. Корчак неоднократно подчеркивал ошибочность мнения о том, что детство — это период подготовки к взрослой жизни. Детство, по его мнению, является полноценным важным периодом жизни человека.
В педагогических трудах педагога детство как многогранная система особенно отчетливо представлена в таких измерениях:
— Детство как "трудный период роста и развития ребенка";
— Детство как "своеобразный мир глубоко человеческих ценностей";
— Детство в мире детей;
— Детство в мире взрослых.
Рассмотрим первую и вторую.
Детство как "важный период роста и развития ребенка"
Детство, по мнению педагога — это большой период роста и развития ребенка, которые необходимо изучать, наблюдая за каждым фактом его обнаружения.
Психофизиологические изменения, которые происходят у ребенка в процессе его роста, значительным образом влияют на его поведение, внешнее состояние и требуют понимания со стороны взрослых, уважение к "тяжелой работе роста".
Рост является не только количественным увеличением организма, но и переходом количества в качественные изменения. Так, рост человека является элементом его развития. По мнению Я. Корчак, рост с самого начала приводит к прекращению роста, жить — с самого начала означает умирать. А перестав расти, зрелый организм дает жизнь новым организмам, и жизнь снова восстанавливается, но уже на исторически высокой базе. "Мы наивно боимся смерти, не осознавая, что жизнь — это хоровод моментов, то умирают, то снова рождаются … Мать стремится воспитать ребенка. Не дождется: каждый раз другая женщина провожает и встречает каждый раз другого человека", — писал Я. Корчак.
Детство как "своеобразный мир глубоко человеческих ценностей"
Глубокий анализ внутреннего мира ребенка, его взглядов на людей и на жизнь, его мысли и чувства польский педагог осветил в книге для детей "Когда я снова стану маленьким". В этой повести-воспоминаниях взрослого о детстве автор раскрыл типичные детские характеры, осветил своеобразное видение ребенком мира.
Тонко понимая детский мир, Я.Корчак утверждал, что детскому сознанию присущ сказочно-мифологический взгляд на мир, поэтому "часто правда переплетается со сном и сказкой", а "весь мир такой странный". Сказочный мир магически влияет на ребенка, манит тайнами, поэтому дети с радостью путешествуют в воображаемом, нереальном мире фантазий, мечтаний, сказки, активно действуют в нем, творчески превращают его. Через близкий и понятный ребенку мир он входит в реальный, взрослый мир, усваивает окружающую действительность, модели взаимоотношений в семье.
Значительное место в духовно-эмоциональной сфере детства, считал Я. Корчак, занимает воображение. Ребенок больше живет в нереальном мире, чем в реальном, особенно это касается детей, обделенных вниманием и любовью. На основе собственного мира мыслей, понятий, чувств ребенок фантазирует и мечтает. "Мечты — компас жизни, — убеждал Я. Корчак. — Детская жизнь без мечты, как солнце без лучей, радуга без живых красок, была бы серой и печальной". Эти наблюдения Я. Корчака находят подтверждение в современных исследованиях детской психологии. "Образы фантазии дают внутренний язык нашим чувствам", — утверждал Л. С. Выготский.
Силу и красоту детской мечты Я. Корчак передавал в повести "Слава", в которой отметил, что судьба может забрать у ребенка все, кроме мечты. Мечты является внутренней правдой ребенка, его внутренним проявлением чувств.
Я. Корчак отмечал своеобразное мировоззрение детства, объясняется, с одной стороны, ограниченностью жизненного опыта, вызывает восприятие мира через чувства, восприятие его сердцем, с другой — неприспособленностью реального мира к росту ребенка, что требует "постоянно задирать голову … Все происходит где-то наверху, над тобой ".
По причине недостаточного жизненного опыта ребенок познает мир, утверждал Я. Корчак, "через собственные чувства, думает сердцем, а не разумом". Поэтому взрослым нужно "подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Учитывая чувственность детского восприятия, педология должна, по мнению педагога, изучать в первую очередь чувства ребенка, а потом его физическое развитие и интеллект.
Детству характерна любознательность, любопытство, утверждал Я. Корчак. Эти чувства способствуют развитию естественной необходимости познания. Педагог был убежден, что в годы детства самый пик активности человека (ребенок не может жить без действий), каждая минута его жизни заполнена важным содержанием, что, безусловно, влияет на развитие его потенциальных возможностей. Содержательность жизни ребенка вызывает своеобразное восприятие им времени: "День — вечность, которая делится на короткие секунды и долгие века", — отмечал Я. Корчак.

 

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *