8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Развитие и адаптация одаренных детей


Развитие и адаптация одаренных детей.
В современной науке за последнее десятилетие значительно возрос интерес к проблеме детской одаренности в контексте развития одаренных детей и их дальнейшей адаптации в социальной и профессиональной среде. Особенно явственно проявляется он  в нашей стране, поскольку сегодня в России происходит переориентация с общественных интересов на индивидуальные.
Разумеется, вопрос о природе одаренности и возможности ее  развития волновал людей на протяжении всей истории человечества. Но если сегодня мы можем с уверенностью объяснить разницу между понятиями «одаренность», «талант» и «гениальность», в прошлом людям было сложно определить разницу между ними. Однако с самых древних времен люди осознавали, что среди индивидов, ничем особенно не выделяющихся, существуют другие индивиды, которые в том или ином виде деятельности превосходят других. Объяснить причины этого никто не мог, и поэтому со времен античности и вплоть до начала XIX века было принято ассоциировать явления такого рода с вмешательством высших сил и приписывать им «божественное» происхождение. Разумеется, исследования, направленные на выяснение причин одаренности и возможности ее искусственного формирования велись еще со времен Аристотеля. Первым из исследований одаренности, ставившим цель практического применения труда одаренных людей, стала работа испанского лекаря Хуана Уарте, написанная в эпоху Возрождения. Основной задачей, обозначенной в этом трактате, было изучение и определение степени одаренности у того или иного человека с целью использования наиболее одаренных людей для назначения на важные государственные должности. Однако знания о психике человека в тот момент находились в зачаточном состоянии, что мешало автору достичь осуществления своего замысла. Научные исследования, посвященные данной проблеме, велись и в дальнейшем, и на сегодняшний день появилось множество взглядов на понятие одаренности и различные подходы развития одаренных людей с самого раннего возраста.
Итак, как уже было сказано, понятие одаренности в настоящее время имеет множество определений, часть которых противоречит друг другу. Но если рассматривать наиболее распространенную трактовку понятия одаренности, принятую в современной науке, то одаренность понимается как некий набор индивидуальных личностных качеств,  наличие которых позволяет одаренному человеку в короткий срок овладевать определенными умениями и навыками, которые требуются для выполнения той или иной деятельности на высоком уровне.
Чаще всего одаренность выявляют в детском возрасте. Одаренные дети лучше развиваются и имеют больше предпосылок стать успешными в профессиональной деятельности благодаря своему богатому потенциалу. Но, к сожалению, система школьного образования, сложившаяся в большинстве школ нашей страны, не способствует развитию одаренных детей, в результате чего они могут при достижении совершеннолетия утратить многие ценные качества, способные помочь им впоследствии адаптироваться в выбранной сфере профессиональной жизни.
Так, в большинстве школ, не использующих при обучении детей специальных методик, все дети обучаются по одной и той же программе. При этом одну и ту же нагрузку получают как дети среднего уровня развития, так и одаренные дети. Разумеется, те задачи, которые разработаны для первоклассников нормального уровня развития и которые должны заставить их как следует потрудиться, у одаренных детей вызывают гораздо меньше затруднений, и они решают их играючи. Это приводит к тому, что одаренные дети постепенно привыкают использовать в своей повседневной деятельности значительно меньший потенциал, нежели тот, что у них имеется, поскольку деятельность, с которой им приходится сталкиваться при обучении в школе, охватывает лишь малую часть из того, чему они могли бы научиться. В результате такого обучения одаренные дети, не получающие какого-либо специального развития вне школы, за годы освоения программы среднего обучения могут утратить свой потенциал, что помешает им и в дальнейшем развиваться значительно продуктивнее большинства других людей и легче достигать профессионального успеха. Сегодня учеными установлено, что такое качество, как одаренность, способно к развитию в течение всей жизни. Однако именно детский возраст является началом становления личностных особенностей человека. В настоящее время большинство специалистов сходятся в том мнении, что в самом раннем возрасте нужно выявлять одаренных детей и предлагать им те программы развития, которые будут способствовать раскрытию их потенциала и достижению не просто довольно высоких, а значительных и незаурядных результатов сначала в учебной, а затем и в профессиональной (творческой, научной и другой) деятельности. Суть определения одаренности ребенка состоит в тщательном изучении двух аспектов его поведения: мотивационного и инструментального. Необходимо помнить о том, что помимо высокого уровня выполнения той или иной деятельности, то есть степени проявления инструментального аспекта, нужно обращать внимание на отношение ребенка к выполнению данной деятельности, степень заинтересованности в том, чтобы оно было успешным. Если инструментальный аспект проявляется в применении ребенком каких-либо специфических стратегий при осуществлении деятельности, то мотивационный аспект связан с тремя этапами успешности ее выполнения. Они таковы: во-первых, быстрое понимание процесса выполнения деятельности и успех в ее осуществлении; во-вторых, нахождение каких-либо собственных методик и способов ее выполнения; и, в-третьих, нахождение новых целей этой деятельности. Именно последний пункт более других характеризует одаренного ребенка, поскольку, в отличие от ребенка среднего уровня, он не будет удовлетворен успешным овладением деятельностью в рамках обязательной программы, а будет проявлять новаторство. Ученые в настоящее время в один голос заявляют о том, что именно новаторство, мотивированное собственно одаренным ребенком, а не учителями или родителями (как в случае с большей частью обычных детей) является одним из важнейших показателей одаренности и одним из тех индивидуальных факторов, которые способствуют постоянному развитию и совершенствованию одаренного ребенка. Другим индивидуальным фактором, который способствует развитию одаренного ребенка, является повышенная познавательная способность. В результате этого одаренный ребенок чаще всего выбирает какую-либо одну, наиболее интересную ему сферу деятельности и чрезвычайно увлекается каким-то определенным предметом. При этом ребенок демонстрирует поразительное трудолюбие и усидчивость во всем, что касается данного вида деятельности. Заинтересованный предметом ребенок постоянно стремится к совершенству, не останавливаясь на достигнутом. Еще одним качеством, отличающим одаренного ребенка, является его упорство в достижении поставленной цели и постановка на пути к ней сверхсложных задач. При этом, если ребенок среднего развития отступает перед трудностями, которые, к тому же, перед ним никто не ставил, то ребенок одаренный настойчиво продолжает свою деятельность, пробуя все новые и новые способы ее осуществления. Важной индивидуальной особенностью одаренного ребенка является тот факт, что он осуществляет свою деятельность не ради высокой оценки, похвалы, или какого-либо иного поощрения со стороны родителей, учителей и т.д. Одаренным ребенком движет исключительно его личная инициатива.
Несмотря на все перечисленное, стоит понимать, что одаренность у детей не всегда является явным и бросающимся в глаза качеством. Порой она может быть замаскированной из-за различных социальных факторов, воздействующих на одаренного ребенка. Так, если ребенку неинтересно, например, читать свои сочинения или рассказы в школе, педагог может и не узнать о том, что дома он увлеченно сочиняет сказки и стихи. То же самое может случиться в том случае, если его общение с преподавателями и сверстниками можно назвать конфликтным. Если ребенку не предоставить возможности попробовать себя в той или иной деятельности, он может не владеть какими-либо навыками, мешающими проявить себя, а, получив возможность овладеть ими, успешно с нею справляется.
Итак, как мы видим, развитие одаренного ребенка и его последующая социальная и профессиональная адаптация требуют комплексного подхода – и в первую очередь, это касается самого выявления одаренности. Составляя программу обучения одаренного ребенка, стоит помнить о том, что большинство индивидуальных факторов дают все предпосылки для того, чтобы одаренный ребенок постепенно развивался и совершенствовался, но для этого необходимо создать ему соответствующие социальные условия.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *