8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Развитие мышления школьников начальных классов


Развитие мышления школьников начальных классов
У младших школьников могут при определенных дидактических условиях развиваться различные виды абстракции. Вторичную абстракцию легче осуществлять ученикам тогда, когда их учат пользоваться схемами. Схема облегчает применение обобщений на практике, поскольку она сочетает в себе черты наглядного и абстрактного. Специальные исследования, а также обучение учащихся по новым учебникам по математике свидетельствуют, что схемы помогают младшим школьникам абстрагировать количественные зависимости от конкретного содержания задач. Эта помощь становится особенно эффективной, если ученики учатся самостоятельно чертить схемы, сопоставлять их с условиями задач и выявлять в различном их содержании одинаковую абстрактную математическую зависимость. Анализ объектов, абстрагирования их общих признаков готовит обобщение, которое выражается в отнесении учениками предметов и явлений в определенных их группах, видах и т.д., позволяет классифицировать объекты и в полной мере систематизировать свои знания о них.
У первоклассников в начале учебного года наблюдаются различные способы выполнения заданий на группировки изображенных объектов. Некоторые ученики прибегают к перцептивно-практическому способу, который заключается в том, что они сопоставляют изображенные предметы, выделяют в них похожие части и соответственно их группируют. Ведущая роль здесь принадлежит перцептивным действиям, практические действия и речевые акты выступают как подчиненные перцептивным, они облегчают наглядное выделение подобных частей в предметах. Большинство учащихся обобщает предметы, перцептивно выделяя и называя несколько подобных признаков. Есть ученики, которые прибегают к мнимо-языковому способу обобщения, дополняя изображение сведениями об общих признаках, взятых из своего предыдущего опыта. Под влиянием обучения более подготовленные учащиеся переходят к более совершенному способу обобщения, который можно назвать понятийно-речевым. Они относят названные им объекты к животным, растениям, мебели и т.д., выделяют группы хищных и домашних животных, птиц, которые возле дома ходят и птиц, что в лесу живут. У учеников второго класса под влиянием требований учебной деятельности постепенно совершенствуются способы обобщения, от преимущественно наглядно-языковых способов дети переходят к преимущественно мнимо-языковым, а под конец учебного года — к понятийно-языковым способам. Соответственно меняются и результаты обобщений. Условием успешного развития обобщений у младших школьников является систематическое выполнение ими задач на группировки и обобщения наглядных данных, а также словесно указанных объектов (выписать из ряда слов слова, которые означают названия машин, инструментов, игрушек и т.д.; в ряде слов подчеркнуть слова , которые не подходят к большинству. Обобщение лучше усваивается, если ученики имеют возможность высказывать свою догадку о новых объектах, их принадлежность к определенным группам уже известных предметов.
Недифференцированные обобщения изменяются первыми понятиями, объем которых распространяется на значительный круг предметов. Учащиеся осознают, что две группы обобщений, названных словами звери и птицы объединяются в одну группу животных, кусты и деревья относятся к растениям. Но такие результаты проявляются только тогда, когда с учащимися ведется специальная работа, направленная на формирование у них умений обобщать, группировать, классифицировать живые и неживые объекты.

Учебная работа младших школьников по языку и математике дает богатый материал для активного формирования обобщений и проявления доступной для них самостоятельности. Обобщения формируются в процессе решения математических задач. Сначала ученики к каждой следующей задачи подходят как к совершенно новой. Им трудно абстрагироваться от действия конкретного содержания, выявлять общее в математической структуре различных по содержанию задач. Однако трудности постепенно преодолеваются, ученики учатся проявлять в разном смысле типовые математические структуры задач. Они овладевают и обобщенными способами решения арифметических задач с помощью составления уравнений с одним неизвестным, о чем свидетельствует практика обучения младших школьников по математике.
Обобщение в усвоении знаний и умственном развитии младших школьников играет свою роль, поскольку оно переходит во вторичную конкретизацию, применение результатов обобщения в новых познавательных и практических ситуациях. Переходы от общего, абстрактного к конкретному осуществляются учащимися не без трудностей. Особенности этих трудностей и успехи в их преодолении обусловлены возрастом детей и содержанием тех учебных задач, которые ставятся перед ними.
С возрастом растет количество индуктивных умозаключений. Содержательность, истинность их зависит от опытной основы. При этом формируются у учащихся и дедуктивные умозаключения, основанные сначала на конкретных, взятых из чувственных наблюдений, а потом и на абстрактных посылках, поддерживаемых конкретной ситуацией.
Осуществляя индивидуальный подход к учащимся при решении ими мыслительных и учебных задач, важно варьировать переходы от наглядно-практических, наглядно-языковых к абстрактным способам и наоборот. Под влиянием обучения у учащихся увеличивается количество мыслительных операций, которые они могут выполнить за определенные промежутки времени. Так, в зависимости от методов обучения первоклассники выполняют в среднем от 3,9 до 4,4 вычислительных операций в минуту, соответственно ученики II-III классов — от 5,3 до 7,9 и от 6,9 до 10,6 операций. В процессе формирования навыков (вычислительных операций, орфографических действий и т.п.) диапазон индивидуальных различий сужается и становится более узким у учащихся III класса, чем у первоклассников. Обратная тенденция имеет место в процессах решения младшими школьниками мыслительных задач относительно новых для них с содержанием и структурой. В этих случаях диапазон индивидуальных различий у учащихся третьих классов шире, чем у первоклассников.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *