8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Ребенок в год не говорит. Что делать?


Когда малышу исполняется год, мама обязана показать его неврологу. Выводы специалистов относительно любимого чада порой обескураживают. Оказывается, по современным нормам дети должны говорить уже 5,6, а то и 10 слов. Невролог качает головой и пишет в медицинскую карту «угроза ЗРР». Особенно впечатлительные мамочки срочно кидаются на поиски логопеда или чудодейственных ноотропных препаратов. Но так ли уж страшно в этом возрасте речевое отставание или повода для беспокойства нет?
Что же делать?
Конечно, если ребенок не говорит или мало говорит в год-полтора, паниковать и пичкать его лекарствами нет нужды. Излишняя беспечность в этом вопросе тоже ни к чему. Не слушайте истории о чудесном обретении дара речи в трехлетнем возрасте. Да, малыш может заговорить и в три, и в четыре года, но в это время его ровесники уже будут читать стихи и решать простые задачки. Поэтому игнорировать проблему не стоит.
У невролога вы уже были. На всякий случай стоит проверить ребенка у сурдолога на предмет нарушений слуха. Если в этой области все в порядке, то до следующего приема специалистов вы можете немного успокоиться. У вас впереди целый год, чтобы заниматься с малышом самостоятельно. Ведь большинство речевых проблем на этом этапе легко решается с маминой помощью.
Так что же нужно делать?
Расширяйте пассивный словарный запас
Это очень простая, но действенная методика. Ведь недаром тест на названия картинок первым делом проводят все логопеды. Нужно постоянно стимулировать ребенка к тому, чтобы он запоминал и показывал как можно больше новых объектов. Именно не называл, а показывал. Поэтому:
• Рассматривайте изображения животных, птиц, транспорта в книжках.
• Познакомьте малыша с предметами обихода и кухонной утвари. Не ограничивайтесь названиями простых вещей вроде ложки и тарелки, пусть он покажет, где висит поварешка, где стоит холодильник и спрятан утюг.
• Не бойтесь, что ребенок чего-то не поймет. Если он никогда не видел бегемота, это не значит, что он не может запомнить его образ на картинке.
Если рассматривание картинок кажется маме слишком простым или скучным – пожалуйста! Вас ведь никто не ограничивает. Вы можете читать малышу стихи или рассказывать сказки. Только не забывайте периодически обращаться к ребенку и уточнять, что он понял. Попросите его показать на картинке курочку рябу, репку, колобка.
Конечно, не стоит требовать, чтобы малыш запомнил за один день слишком много материала. Но количество понятий нужно увеличивать постоянно. Вот увидите, в какой-то момент он начнет сам называть предметы, даже те, которым вы его, вроде бы, не учили.
Развивайте тонкую моторику
Тот факт, что развитие пальчиковых умений напрямую связано с формированием речи, уже ни для кого не секрет. Однако не стоит пугаться сложных названий. Ведь каждый из нас с детства помнит стишки про пальчик или «Сороку-белобоку». Это и есть пальчиковые игры, развивающие тонкую моторику. А ведь их применяли еще наши прабабушки! Есть много простых упражнений для пальцев:
• «Очки». Соединяем большой и указательный палец, делаем кружок и подносим к глазам, имитируя очки.
• «Лыжник». Берем две маленьких крышечки, ставим в них средний и указательный пальцы ребенка и двигаем крышечки, словно едем на лыжах.
• «Пальчики здороваются». Совсем просто. Пальцы руки по очереди соприкасаются с большим.
• Массируйте пальчики ребенка. Кстати, такой массаж можно и нужно делать малышу уже с рождения.
• Чаще вкладывайте ребенку в руки карандаш, лепите с ним из пластилина. Можно попробовать перебирать фасоль или крупу, если вам не лень потом убирать развивающие материалы по всей квартире.
• Используйте шнуровки. В магазинах продается большое количество подобных игрушек в пределах 100 рублей. Если не хочется тратить деньги, можно найти какой-нибудь старый ботинок и дать его малышу.
Говорите с ним!
Даже если малыш с утра до вечера перебирает крупу подобно Золушке, но мама при этом молчит и думает о своем – насторожитесь. У вашего ребенка большая вероятность задержки речевого развития. Поэтому разговаривайте больше со своим ребенком: объясняйте ему, куда вы сейчас с ним пойдете, что вы увидите.
Речь мамы не должна быть быстрой и монотонной. Желательно употреблять простые предложения. Кто-нибудь слышал, как разговаривают воспитатели в детском саду? «А сейчас, де-ети, мы с вами будем слушать сказку. Несите сюда свои стульчики и садитесь в кружок». Такая речь более понятна и близка детскому восприятию. Кстати, вы тоже можете попросить вашего ребенка принести стульчик. А также дать вам телефон, выкинуть фантик в мусорную корзину и выполнить другие несложные вещи.
Это основные направления, которые особенно важны в раннем возрасте. Все эти рекомендации должны выполняться регулярно, а не от случая к случаю, и тогда на следующем плановом приеме специалистов, вы испытаете гордость за своего малыша.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *