8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

У ребенка тоже есть нервы


У ребенка тоже есть нервы
Состояние нервной системы ребенка является важным показа­телем его общего психического и физического развития.
Нестабильность современной семьи, значительное количество разводов, конфликтность семейных отношений, несогласован­ность воспитательных требований родителей пагубно влияют на состояние нервной системы дошкольников. Избыточная требова­тельность, грубость, легкомысленное или безразличное отношение к ребенку негативно влияют на его нервную систему. Развитию нервности также способствуют повышенная болезненность малы­ша, склонность к физическим заболеваниям, поражениям кожи и желудочным расстройствам. Кроме того, современные мульт­фильмы с ужасными, уродливыми персонажами пугают малышей и постепенно закрепляют тревожность и робость в их поведении. Если несколько таких неблагоприятных факторов воздействуют на чувствительного и впечатлительного ребенка в течение некото­рого времени, это может привести к возникновению невроза.
Невроз может проявляться в виде отдельных признаков или в их общей совокупности. Это зависит от степени нервного рас­стройства. Основными признаками невроза у ребенка являются следующие:
— расстройства сна (ребенок очень плохо засыпает, у него беспо­койный, прерывистый сон, вскрикивает во сне, разговаривает, трудно просыпается);
— расстройства аппетита (отказ от еды или избыточный аппетит);
— расстройства настроения (плаксивость, капризность, тре­вожность или, наоборот, беспричинный смех, безудержная веселость);
— двигательная расторможенность (или, наоборот, двигательная скованность);
— избыточная молчаливость (или, наоборот, говорливость);
— однообразные, навязчивые действия (ребенок грызет ногти, карандаши, другие предметы, накручивает на палец волосы, раскачивается на месте, качает ногой и т. п.);
— спазмы разного характера (непроизвольное вздрагивание от­дельных мышц, частей туловища, всего туловища);
— заикание;
— энурез (недержание мочи) и энкопрез (недержание кала);
— онанизм (в нем отражается стремление ребенка повлиять на нервную систему через половые органы);
— разные страхи;
— упрямство, замкнутость, агрессивность, неуверенность, исте­рика, зависимость от взрослых и т. п.
Однако перечисленные особенности поведения ребенка не всегда могут быть проявлениями невроза. Например, подражая кому-то, ребенок может заикаться. Энурез может быть резуль­татом крепкого и глубокого сна малыша; онанизм — следствием педагогических ошибок (тугая одежда и белье, невнимательность взрослых к процессу засыпания, укладывание ребенка спать тог­да, когда он еще не готов ко сну, и др.), упрямство, истерика — чрезмерной избалованности. Поэтому, определяя особенности состояния нервной системы ребенка, необходимо обратить внима­ние на условия, в которых он живет и развивается.
Проанализируйте сами и предложите еще нескольким взрос­лым (воспитателю, второму родителю, бабушке) проанализиро­вать поведение вашего малыша, принимая во внимание следу­ющие проявления:
— ребенка многое раздражает, выводит из равновесия;
— любое задание вызывает у него излишнюю тревогу;
— работает напряженно, скованно;
— имеет плохой (или излишне хороший) аппетит;
— жалуется, что видит страшные сны;
— медленно засыпает, спит беспокойно, разговаривает во сне;
— выражает переменчивое настроение;
— пуглив, страх возникает едва ли не на пустом месте;
— крайне эмоционально реагирует на незначительные ситуа­ции;
— излишне молчалив или разговорчив;
— грызет ногти, крутит что-то в руках и т. п.;
— способен к истерике;
— часто говорит о возможных неприятностях;
— неуверен в себе;
— страдает энурезом;
— заикается;
— вздрагивает, не контролируя свои мышечные движения;
— слишком осторожен даже в безопасной ситуации;
— ходит «хвостиком» за взрослым;
— часто бывает упрямым, капризничает.
Те, кто будет отвечать на эти вопросы, должны будут опреде­лить, согласны они или нет с каждым из 20 высказываний.
Подсчитав общую сумму всех ответов «да» у всех отвечающих взрослых, разделите ее на количество взрослых, которые оцени­вали детское поведение (желательно, чтобы их было вместе с вами не менее трех).
Если получите конечный результат от 15 до 20 баллов, это бу­дет свидетельствовать о высокой степени нервного расстройства.
Результат от 7 до 14 баллов характеризует среднюю степень — отдельные проявления нервности.
Сумма от 1 до 6 баллов будет подтверждать наличие незначи­тельных невротических проявлений.
Уроки общения для родителей
Предотвратить нервность дошкольников значительно легче, чем потом снимать ее.
Итак, сохранить нервную систему ребенка поможет:

  1. создание атмосферы покоя в семье и детском саду (если ребенок туда ходит), доброжелательности, стабильности, равновесия;
  2. позитивные высказывания, эмоциональная поддержка, на­правленная на формирование у ребенка уверенности в себе;
  3. согласование воспитательных влияний взрослых;
  4. отсутствие угнетения личности ребенка со стороны взрослых, предоставление ему права выбора;
  1. разумная организация режима жизни, приучение к опреде­ленному распорядку с учетом индивидуальных и возрастных особенностей малыша;
  2. обеспечение физической, умственной и эмоциональной нагруз­ки в соответствии с возможностями ребенка, предотвращение переутомления;
  3. стремление уберечь ребенка от стрессогенных факторов, отказ от запугивания, от создания ситуаций, которые его тревожат;
  4. бесшумная и неагрессивная реакция родителей на упрямство и истерики ребенка;
  5. создание спокойной, бесшумной, по возможности эмоцио­нально ровной внешней обстановки;
  6. предоставление ребенку возможности свободно выбирать для себя деятельность и собеседников.

Если вы заметили у своего ребенка проявления невроза обяза­тельно проконсультируйтесь с невропатологом, психоневрологом. В то же время помните: без психологической поддержки ребенка, в первую очередь в семье, добиться позитивных изменений в его состоянии практически невозможно.

 

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *