8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Все ли игры детей одинаково полезны?


У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Именно во время игр у ребенка развиваются основные психические функции (память, мышление, воображение, речь,  внимание). Отсюда следует, что обучающие занятия с детьми такого возраста лучше всего проводить в форме игры.
Каким же образом можно определить игру, которая будет полезной в развитии ребенка?
Основой игры является мнимая ситуация. Мнимая ситуация возникает там, где есть расхождение наглядного поля и смыслового поля. Для игры все может быть всем.
Вспомним такие слова детства как "понарошку", "как будто". Например "я понарошку артист, шариковая ручка понарошку микрофон,  стул понарошку сцена". Обратите внимание что во всех приведенных примерах игрушек нет, а игра есть. Здесь налицо "расхождение смыслового и видимого поля". Видим одно, а представляем другое. Это возможно благодаря воображению, которое переносит функции одного предмета на другой. Таким образом критерием игры является наличие мнимой(воображаемой) ситуации.
Создание мнимой ситуации возможно только благодаря развитию  воображения. В свою очередь, развитие воображения тесно связано с детскими играми.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, готовых сюжетов к более сложным, придуманным уже самостоятельно, охватывающим все сферы действительности. Ребенок учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов(игрушек), познает правила игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они не оказались.
Описанные игры характерны для детей старшего дошкольного возраста, и называют такие игры сюжетно-ролевыми. Развитие данного типа игр невозможно без двух других необходимых видов детских игр: режиссерская и образно-ролевая. Для занятия сюжетно-ролевыми играми ребенку требуются умения, которые формируются благодаря двум предшествующим видам игр. Сюжетно-ролевая игра переходит в игру с правилами.
В возрасте 2-3-х лет дети играют в режиссера. Ребенок переносит функции с одного предмета на другой (для примера, кубик может быть машинкой или чашкой). В этих играх дети обыгрывают короткие сюжеты, взятые из жизни. При этом играют самостоятельно, а если и играют в группе, то игра происходит у них не вместе, а просто рядом.
Вторая составляющая сюжетно-ролевой игры (помимо сюжета) это роль. Возникает новый вид игры — образно-ролевая игра на 4м году жизни. Дети начинают изображать определенных сказочных героев, животных или людей. Они изображают их повадки, язык, манеры.
Когда ребенок научился  придумывать сюжет (т.е. овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры.
Ребенок в этой игре отражает отношения в обществе, в котором он находится. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим миром, то теперь  взрослых потребуются дополнительные усилия.
Для этого очень важно обсуждать с детьми о случившихся событиях. Например, ребенок с мамой были в парикмахерской. Или педагог с группой детей ходили на экскурсию. Об этом визите нужно обязательно поговорить. Но, "сочиняя" рассказ, важно обязательно выполнить важные условия.
Во-первых, нужно включить такие сведения, которые ребенок сможет потом воспроизвести в игре. Важно показать людей, которые производят те или иные действия. И главное, те отношения между ними, которые существуют в реальной жизни. Например, в рассказе о той же  парикмахерской должны обязательно фигурировать мужской и женский мастера, кассир, клиенты, пришедшие стричься или красить волосы, бриться, делать маникюр и т.д.
Второе правило предполагает эмоциональную окраску происходящего. Это возводит обычное дело в ранг события. Дети  лучше всего запоминают то, что эмоционально окрашено. Проще всего достичь нужного эффекта, если у героев вашего рассказа например что-то не получается, если происходит какая-нибудь нелепица. На примере парикмахерской — у парикмахера вдруг упали ножницы, кого-то покрасили не в тот цвет волос. Все нелепицы должны быть связаны с информацией, которую ребенок будет затем использовать в игре, но вот "откроет" он ее для себя сам. Оказывается, парикмахеры используют халаты, мастеру необходимы ножницы, чтобы стричь, и в парикмахерской волосы красят совсем не теми красками, какими малыш рисует, и кресло должно подниматься и опускаться. Таким образом, ребенок получает возможность затем включить полученный опыт в игру.
Сюжетно-ролевая игра, начинает выдвигать на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и развивается новый вид игры — игра с правилами.
Эта игра дает ребенку две важные способности.
Во-первых, выполнение правил в игре связано с их осмыслением и воспроизведением в игре.
Во-вторых, игра с правилами учит взаимодействовать с другими участниками. Ведь большинство игр с правилами — коллективные.
Часто родителям хочется, чтобы у ребенка были игры, которые занимали бы его полностью, и взрослым нужно будет меньше отвлекаться на ребенка. Но игра как процесс обучения жизненным навыкам предполагает обсуждение и оценку полученной информации. Если взрослые не могут или не хотят этого делать – игра приносит минимальный эффект. Потому что пользы от такой игры никакой не будет. Ребенок не получит ни интеллектуального развития, ни адекватных жизненных навыков(представьте что  ребенок учится в классе без учителя, не все взрослые способны к самообразованию, а уж дети тем более).
Так что уважаемые родители игра — процесс, как правило, коллективный!
Реже ребенок играет в игрушки сам с собой. Большей частью, дети играют с другими детьми или с взрослыми. И назначение этих игр разное. В играх со сверстниками ребенок оттачивает полученные знания и практические навыки.
Игры же с взрослыми несут больше познавательный характер, развивающее значение, поскольку именно у взрослых ребенок получает информацию и учится. Вы можете помочь ребенку выбрать те или иные игры, обсудить, во что и как он играл с другими детьми, а то и самим подключиться к его любимым играм и стать для ребенка единомышленником — а не надсмотрщиком.
Главное, в отношении любых игр необходимо обучить ребенка ОБЖ — основы безопасности жизни. Тому, что удар по голове мячом, камнем или драка может причинить вред здоровью, что снежком лучше не попадать в глаза, что играть в футбол лучше во дворе, а не у проезжей части, что хлопушкой можно как минимум обжечься, — в общем, элементарным вещам!
Непременно нужно отметить, что если ребенок упорно продолжает драться палками или бросается камнями, катается на крыше лифта, балуется спичками и т.д., и для него не имеет значение слова "опасно для жизни" — стоит срочно задуматься об этом его родителям. Потому что снижение ценности собственной жизни и здоровья часто бывает признаком психологического неблагополучия в душе ребенка, или в семье, в которой он растет.
К примеру, если папа и мама постоянно конфликтуют, но при этоп начинают действовать сообща, как только ребенок чем-нибудь заболеет, так он с удовольствием схватит простуду или сломает руку, чтобы только в семье подольше было благополучие. Или, возможно, ребенку вообще опротивела его существование, и его пренебрежение собственной безопасностью уже называется «суицидально обусловленное поведение»

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *