8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

А нужно ли трудовое воспитание ребенку?


В процессе труда формируются такие черты личности, как ответственность, организованность, настойчивость, инициативность и другие морально-волевые качества учащихся. Сущность труда как средства воспитания заключается не только в том, какое место занимает он в жизни ребенка, но и какое отношение имеет работа к общественному бытию ученика, в какие взаимоотношения вступает он в процессе труда с товарищами, взрослыми, которые по содержанию мотивы побуждают ученика к труду. Только в процессе труда в пользу коллектива, общества и на свою собственную пользу возможно целенаправленное воспитание у учащихся добросовестного, ответственного отношения к труду, которое включает уважение коллектива, умение подчинять личное поведение интересам коллектива. Коллективный труд — важное средство предупреждения и преодоления эгоистических, индивидуалистических наклонностей, вредных привычек.
Известно, что трудовое воспитание возможно лишь в тесном единстве с нравственным воспитанием. Труд дает неограниченные возможности для реализации комплексного подхода в формировании личности, для объединения всех средств и форм воздействия на становление у ребят черт гражданской зрелости. При этом важнейшим условием успеха воспитания является привлечение детишек к участию в самых разнообразных видах деятельности, а прежде всего к тем, которые имеют общественно полезную ценность. Помощь родителям, учебная деятельность, занятия в кружках художественной самодеятельности, технического творчества, спортивных кружках и секциях, участие в общественно полезных делах классного и общешкольного коллективов — каждый из названных видов деятельности является важным и положительно влияет на формирование целого комплекса социальное ценных качеств их личности.
Среди упомянутых видов труда особая роль в развитии личности детей принадлежит общественно полезному труду. В общественно полезном труде полно удовлетворяется стремление подростков и старшеклассников к самостоятельности и взрослости. У учащихся формируется потребность в заботе о других людях, вырабатывается стойкая внутренняя потребность «работать на общую пользу и по личному (перешедшее в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу».
В целостном процессе трудовой деятельности важную роль играют такие психические процессы, как восприятие, внимание, мышление и др.. Подготовка к труду, изучение возможностей каждого ученика зависит именно от того »насколько сформированы эти процессы, насколько они развиваются. Практически каждый учитель, а не только учитель труда, должен ориентироваться в особенностях развития и проявления этих процессов в трудовой деятельности.
Большую роль в осуществлении трудовых процессов играет эмоционально-волевая регуляция. Такие чувства, как радость, удовольствие от успешного выполнения работы играют положительную роль в реакции субъекта на трудовой процесс, в дальнейшем отношении к выполняемой работе. Такой стимулирующий эффект имеют и чувство трудового подъема, энтузиазма, уверенности. А осложнения в работе могут вызвать чувство напряженности, неуверенности, растерянности, а то и паники, отрицательно сказывающихся на работе.
Поэтому одна из основных задач трудового обучения и воспитания как раз и заключается в том, чтобы подготовить школьников, будущих работников к самообладанию и преодоления трудностей, разнообразных препятствий, которые неожиданно возникают в процессе трудовой деятельности, даже при самой лучшей ее организации. Волю для успешного выполнения работы, для достижения положительного эффекта, решения поставленной задачи следует закаливать именно в процессе систематического решения нелегких трудовых задач. Как и в спорте, необходимо осуществлять трудовой тренинг, проводя школьника через своеобразную систему задач, усложняющих факторов.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *