8 (499) 393-36-76
ежедневно с 10.00 до 20.00
shop.agu@yandex.ru

0

Самостоятельная деятельность детей в дошкольном учреждении


Содержательное бытие следует понимать как полноценное проживание ребенком каждый день, во время которого максимально удовлетворяются его физиологические, познавательные, духовные, эстетические, коммуникативные и другие потребности, запросы, интересы с учетом его возможностей, способностей и склонностей. Вот почему образовательный процесс должен соразмерно содержать различные виды детской деятельности, адекватные возрасту воспитанников и благоприятные для дальнейшего развития каждой маленькой личности во всех сферах жизнедеятельности, а прежде всего те, в рамках которых возникают важные возрастные новообразования. От воспитателей же требуется свободное владение широким арсеналом форм, средств, методов и приемов образовательного воздействия на воспитанников.
Организованная деятельность дошкольников
Под организованной деятельностью понимают те формы образовательной работы с детьми, которые осуществляются под непосредственным руководством педагога, с его участием. Педагог заранее продумывает цель, время, место, условия, ход проведения той или иной формы работы, ее связь с другими формами организации жизнедеятельности, а также предусматривает возможные действия и результаты детской деятельности.
Организованная деятельность включает занятия, как форму организации учебной деятельности и разнообразные формы работы с детьми в повседневной жизни. Например: наблюдение; беседы и разговоры; игры с правилами (дидактические, подвижные) трудовые поручения; дежурства; коллективный труд, проведение элементарных опытов; индивидуальная работа с малышами; праздники, развлечения; экскурсии, походы и т.д..
Полноценное проживания ребенком каждый день невозможно представить  без организованных взрослым бытовых процессов: одевание, раздевание; умывание; прием пищи, сон, подъем после сна и т.п.. Как и при проведении других организованных форм жизнедеятельности, по мере взросления детей и приобретения ими определенного опыта бытовые процессы происходят с появлением большей самостоятельности, инициативности, ответственности воспитанников, хотя педагог непосредственно направляет их действия.

        Современная трактовка указанных форм организованной деятельности детей основывается на принципах партнерства, сотрудничества педагога с коллективом и отдельным ребенком, детей друг с другом с учетом их возрастных возможностей и потребностей развития. Эти формы работы не должны быть жестко регламентированы во времени: допустим, передвинуть их в распорядке дня, поменять местами, перенести на другой день, сократить или отвести больше времени на проведение — в зависимости от конкретной ситуации. Причинами таких изменений могут стать: погодные условия; задержка в питании; настроение и интерес детей, их желания; непредвиденные события и т.п..
Используя организованные формы совместной деятельности с детьми, следует избегать излишней дидактической нагрузки.
Ребенок как субъект собственной жизни
Значимость самостоятельной деятельности следует также и с концептуально важного принципа развития дошкольного — внедрение в практику личностно ориентированной модели дошкольного образования. Образовательный процесс в рамках этой модели не может быть обеспечен вне признания ребенка как субъекта собственной жизни. Субъектность полно реализуется в деятельном бытии ребенка, а наиболее деятельным малыш проявляет себя в условиях нерегламентированной, свободной деятельности, конечно, при наличии ряда факторов.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *